Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с уверенностью можно назвать проблемным. Действительно, автор поднимает в нем множество проблем, так или иначе связанных с размышлением о смысле жизни, любви, дружбе, причинах несчастья человека. Он предлагает читателю поразмышлять, почему блестящий, молодой, образованный человек так рано разочаровался в жизни, не нашел в ней своего места.
В свое время критик Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Значит, эгоизм героя стал причиной его страданий. Почему же определяющей чертой героя стал именно эгоизм? Может быть, причина в воспитании, социальных условиях, образе жизни Онегина? Мы ищем ответ на этот вопрос на протяжении всего романа.
Во многом на героя повлияла общественная атмосфера двадцатых годов девятнадцатого века. В это время русское дворянство по-иному взглянуло на ситуацию в стране. Старые взгляды уже отходили в прошлое. Возникла необходимость реформ. Но их осуществление зависело от молодого поколения. Одни стали создавать тайные общества, чтобы как-то изменить ситуацию. Другие не могли найти способ изменить праздность дворянской жизни и впадали в уныние, апатию, разочарование.
Во многом новое поколение не оправдало возложенных на него надежд. Виной тому — европейское воспитание, оторванность от национальных традиций, незнание своей страны, влияние Запада, праздный образ жизни многих дворян.
Первая строфа романа представляет визитную карточку героя. Он скептически относится к семейным связям и неохотно представляет себя у постели умирающего дяди:
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
«Когда же черт возьмет тебя!»
Таково наше первое впечатление о герое. Онегин — типичный представитель своей среды. И воспитывался он в типичных условиях того времени. Отец рано промотал свое состояние из-за балов и раутов. Воспитанием юного Евгения занимался нанятый француз-гувернер. Он учил мальчика «всему шутя», «не докучал моралью строгой». Поэтому герой знал немного из латыни, немного из истории, читал Адама Смита. Можно сказать, что он получил весьма поверхностные знания и был не готов к самостоятельной жизни, службе. Но Онегин с потрясающей ловкостью «всегда умел казаться новым», был внимательным собеседником, легко танцевал, в разговорах умел коснуться всего слегка, быстро покорял женские сердца. Этого оказалось более чем достаточно для успеха в свете. Онегин прекрасно приспособился к его условиям и слыл блестящим франтом. Герой смог подавить в себе естественные чувства, рано научился лицемерить:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.
Онегин привык играть чужими чувствами, судьбами. У него было все: положение в свете, молодость, красота, силы, ежедневные развлечения. Он жил в забавах и роскоши. Но скоро охладел к этому, стал испытывать страдания. Почему? Ответ на этот вопрос автор дает в первой главе. Здесь мы видим описание внешнего образа жизни героя. День он проводит в постели, ночами пропадает на балах, в театре, за обедами. И так проходит день за днем.
Лишь на первый взгляд жизнь героя напоминает бесконечный праздник. На самом деле суетные удовольствия очень быстро приедаются. Человек не может жить только потреблением, вне труда, без цели. Онегин очень скоро это почувствовал. Его перестали радовать легкие победы над женщинами, бесконечные обеды и балы.
Героем овладела апатия. Это не была дань моде, не было подражание большинству. Это был протест человека, который видит пустоту привычного образа жизни. Онегин никак не может понять, что причина его страданий — в несоответствии его личности и той жизни, которую он ведет.
Онегин живет искусственной, не своей жизнью. Подобное существование ему навязали извне. На самом деле наш герой другой. В нем есть «мечтам невольная преданность, неподражательная странность и трезвый охлажденный ум». Это и сблизило Онегина с автором: «С ним подружился я в то время, Мне нравились его черты».
Как же Онегин пытается найти выход из противоречия в своей душе? Он пытается что-то сочинять, но «труд упорный ему был тошен». У него ничего не вышло. Волею судьбы герой оказался в деревне. Первое время красота природы помогала Онегину развеять угнетение. Но проблема так и осталась нерешенной. Евгений снова погрузился в тоску. Вскоре ему надоели разговоры соседей о бытовых заботах, вине, псарне, родне. Он уединился у себя в имении. Да и соседи посчитали его чудаком, перестали с ним общаться. Так продолжалось до встречи героя с Ленским. Именно юный поэт знакомит Онегина с Татьяной. Автор в лице этих героев посылает Онегину испытание дружбой и любовью. Он Онегин не проходит их. Из-за пустого повода он соглашается на дуэль с Ленским. Боязнь выглядеть трусом оказывается для него важнее жизни человека. Восторженный романтик гибнет от руки лучшего друга. Беззаветная любовь Татьяны может воскресить Онегина к новой жизни, но герой проходит мимо искренних чувств.
Причина жестоких ошибок Онегина — его себялюбие, эгоизм. Он привык думать только о себе и никогда не принимал в расчет чувства других людей. Откуда в Онегине столько эгоизма, жестокости?
Здесь сказалось влияние на героя европейского образа мыслей. Автор обращает внимание, что в его кабинете стоит «столик с куклою чугунной» (фигуркой Наполеона), «лорда Байрона» портрет. Имя Наполеона стало символом индивидуализма, эгоистического начала. С ним связана теория сильной личности, которой позволено все. Она абсолютно свободна и может быть равна Богу. Суть этой популярной теории автор иронично изложил на страницах романа:
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя;
Мы все глядим в Наполеоны,
Двуногих тварей миллионы.
Но культ Наполеона и его идей разрушает человека. Автор показывает это на примере Онегина.
Образ Байрона связан с мятежностью, протестом. В книгах Евгения:
…отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданный безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.
Подобный образ мыслей вызывает лишь страдания. Онегин разочарован в людях, в дружбе, любви. Он считает, что в этом виновно общество. Онегин не хочет признаться себе в том, что причина страданий кроется в нем самом, в его отношении к жизни. Он не понимает, что долгое время изменял себе, одевал маску, жил по чужим законам, зависел от мнения других. Любовь к новой Татьяне открывает перед нами истинную сущность Онегина, его внутренние изменения. Герой способен на глубокие чувства, может искренно любить. Именно любовь помогла ему преодолеть разочарование, пробудила к новой жизни. Возможно, что обновленный Онегин найдет в ней свое место.