Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Свою комедию “Горе от ума” А. С. Грибоедов закончил в 1824 году. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказывает о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Особенно трагично они звучат, как мне кажется, в столкновении героев “молодого поколения” – Чацкого, Молчалина, Софьи.
Главный герой комедии – молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий – “новый” человек с прогрессивными либеральными взглядами. Этот герой наполнен возвышенными идеями. Он протестует против

старых порядков, которые существовали в ту эпоху не только в Москве, но и во всей России. Чацкий борется за “новые” законы: свободу, ум, культуру, патриотизм:
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя поджидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что все московское окружение – это чужие для героя люди. Он никак не может согласиться
с их взглядами на жизнь.
Так, Чацкий считает, что каждому человеку необходимо образование. Кроме того, он патриот России. Герой мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, хорошо знали и говорили на русском языке. Кроме того, Чацкий – ярый сторонник отмены крепостного права.
Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить устройство России к лучшему, сделать так, чтобы людям жилось честнее и справедливее. Однако в доме Фамусова он сталкивается с ярым сопротивлением – у него появляются настоящие идейные враги. Одним из них является Алексей Степанович Молчалин.
Этот герой – человек одного с Чацким поколения. Но, в отличие от Александра Андреевича, Молчалин – убежденный консерватор, поэтому взаимопонимание между ними невозможно. Больше того, между этими персонажами неизбежен конфликт – их жизненные идеалы, нравственные принципы и поведение в обществе абсолютно противоположны.
Так, например, Чацкий не может понять, “зачем же мнения чужие только святы”. Молчалин же, как и Фамусов, считает зависимость “от других” основным законом жизни: “В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь”.
Бесспорно, Молчалин, в отличие от Чацкого, посредственность. Но у него есть “свой талант” – “умеренность и аккуратность”. Благодаря им, герой уже добился “многого”: “С тех пор, как числюсь по Архивам, Три награжденья получил”.
Мировоззрение и поведение Молчалина строго регламентируется его положением в служебной иерархии. Молчалин и помыслить себе не может какой-то маломальской свободы – в мыслях или поступках. Для него главное – авторитеты:
Татьяна Юрьевна!!!
Известная, – притом
Чиновные и должностные –
Все ей друзья и все родные…
Зато, в отличие от Чацкого, Молчалин органично вписывается в фамусовское общество. Можно сказать, что это “маленький Фамусов”, ведь у него много общего с главным московским “тузом”, несмотря на их большую разницу в возрасте и в общественном положении. Например, отношение Молчалина к службе – чисто “фамусовское”: он хотел бы “и награжденья брать, и весело пожить”.
Молчалин – антипод Чацкого не только по убеждениям, но и по характеру отношения к Софье. Чацкий искренне влюблен в эту девушку, выше этого чувства для него ничего не существует. Молчалин же лишь умело притворяется, что любит Софью, хотя, по собственному признанию, не находит в ней “ничего завидного”.
Что же представляет собой Софья Фамусова – “предмет” единоборства Чацкого и Молчалина? На мой взгляд, это очень противоречивый персонаж. С одной стороны, дочь Фамусова умна и неординарна. По своим внутренним качествам на должна стать сторонницей Чацкого. Однако, к сожалению, этого не происходит. Больше того, именно Софья становится причиной гонения Александра Андреевича – она, оскорбившись за Молчалина, объявляет Чацкого сумасшедшим.
Мы понимаем, что большой потенциал этой героини загублен “фамусовским” воспитанием – ложью, двуликостью, косностью, консерватизмом. Возможно, когда-нибудь Софья и раскроет все свои возможности, однако этот вопрос автор оставляет открытым. Как, впрочем, и вопрос о дальнейшей судьбе Чацкого и Молчалина.
Таким образом, молодое поколение в комедии Грибоедова “Горе от ума” представлено совершенно разными персонажами, представляющими кардинально противоположные взгляды на жизнь. Автор подчеркивает, что представления Чацкого революционны и оттого отторгаемы большинством. Взгляды же старой Москвы чрезвычайно сильны, потому что поддерживаются огромным количеством молодых людей. Поэтому борьба старого и нового предстоит нешуточная. Кто из нее выйдет победителем? У автора, как и у нас, есть свои предположения. Однако рассудить героев комедии может только время.



spacer
Молодое поколение в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”