“Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных” (О. Э. Мандельштам)

Маяковский “вплыл” в поэзию на гребне новой революционной волны. Он стал поэтическим глашатаем идей Октября. Это означало, что цели творчества поэта такой сложной эпохи должны были быть переосмыслены. Маяковский считал, что в новых условиях жизни общества уже невозможно простое отражение действительности в стихах. По его мысли, поэзия приобретает смысл только тогда, когда художник осмысляет жизнь, что-то защищает и с чем-то борется, то есть служит своим творчеством стране и народу. Очень четко позиция В. Маяковского по отношению к теме

поэта и поэзии прослеживается в таких стихотворениях, как “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”, “Разговор с фининспектором о поэзии” и во вступлении к поэме “Во весь голос”.
В период создания “Необычайного приключения…” поэт работал в Российском Телеграфном Агентстве. Именно под влиянием работы в РОСТА начала складываться его идея о народности искусства, его активности, действенности. “Необычайное приключение…” и посвящено осмыслению такого искусства.
Поэт вводит в стихотворение образ Солнца, которое повседневно, беспрерывно выполняет нужный
людям труд. Этот труд такой же тяжелый и напряженный, как и работа лирического героя, которого “заела РОСТА”. Тут и устанавливаются связи между трудом поэта, который “не зная ни зим, ни лет”, рисует плакаты, пишет стихи, и работой Солнца, которое также и летом, и зимой льет свой свет на Землю.
Итак, поэзия и искусство – это, прежде всего, непреложный, повседневный труд. Эту мысль впервые Маяковский выразил за два года до “Необычайного приключения…” – в 1918г. в стихотворении “Поэт рабочий”:
Может быть,
нам
труд
всяких занятий роднее.
Я тоже фабрика.
В “Необычайном приключении…” постоянно возникает тема “двух солнц” – солнца света и солнца поэзии. Она находит воплощение в образе “двустволки солнц”. Перед силой этого оружия падает ниц “стена теней, ночей тюрьма”. Поэт и Солнце действуют попеременно, а поэтому постоянно. Поэт хочет работать, как Солнце, источником нужной людям энергии и света. В этом Маяковский видит родство поэзии и Солнца. А потому цель их одна:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца…
Вот лозунг мой –
и Солнца.
Стихотворение “Разговор с фининспектором о поэзии” продолжает развивать тему поэзии-труда, нанизывая на нее и ряд других очень высоких мыслей, необходимых для понимания позиции художника.
Стихотворение имеет форму разговора с фининспектором, и это неслучайно. Поэт облагался налогами на свое творчество, как и мелкие буржуа. Это очень сильно задевало его самолюбие и подвигло выразить мысль о своем “месте… в рабочем строю”. Лирический герой пытается убедить фининспектора, что его “труд… любому труду родствен”, что “поэзия – та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды”. Так, очень метафорично, Маяковский добивается звучания с новой силой темы поэта-пролетария, “двигателя пера”, “народа водителя” и “народного слуги”, своим творчеством приводящего “в движение тысячи лет миллионов сердца”.
Такую поэзию Маяковский противопоставляет творчеству поэтов иного “сорта”, которых он называет “лирическими кастратами”. Художник подводит нас к мысли о качестве стихов:
Изводить
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды, –
Он противопоставляет себя тем, кто: “Строчку // Чужую // вставит – и рад”. Такое творчество поэт называет “обычным воровством” и “растратой” “среди охвативших страну растрат”.
В этом стихотворении Маяковский раскрывает и еще одну очень важную мысль. Поэзия в целом для него – “езда в незнаемое”. Он пишет:
Рифма поэта –
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
Эти строки указывают на призвание поэта – воспевать сегодняшний день, призывать, воодушевлять, бороться и обличать недостатки. Долг поэта – “реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи”.
Таким образом, поэт все-таки заявляет о своем праве на место в рабочем строю, так как каждую минуту своей жизни он трудится на благо общества.
Во вступлении к поэме “Во весь голос” перед нами предстает тот же поэт-трудяга, на плечах которого поместился груз кипучей и разнообразной деятельности. Он – “ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный”. “Агитатор” и “горлан-главарь”, призывающий своими стихами к активной жизненной позиции в условиях нового общества. Он – воин, борец против врагов социализма с их “чирикающим” искусством, прогнившей моралью и никчемной религиозностью. Поэзия же – это его “старое, но грозное оружие”.
Сравнение поэзии с оружием ярко и точно определяет важнейшее ее свойство – постоянную нацеленность на борьбу. Свои победоносные “войска” поэт посвящает тому, ради кого они создавались – пролетарию.



spacer
“Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных” (О. Э. Мандельштам)