Маяковский «вплыл» в поэзию на гребне новой революционной волны. Он стал поэтическим глашатаем идей Октября. Это означало, что цели творчества поэта такой сложной эпохи должны были быть переосмыслены. Маяковский считал, что в новых условиях жизни общества уже невозможно простое отражение действительности в стихах. По его мысли, поэзия приобретает смысл только тогда, когда художник осмысляет жизнь, что-то защищает и с чем-то борется, то есть служит своим творчеством стране и народу. Очень четко позиция В. Маяковского по отношению к теме поэта и поэзии прослеживается в таких стихотворениях, как «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии» и во вступлении к поэме «Во весь голос».
В период создания «Необычайного приключения…» поэт работал в Российском Телеграфном Агентстве. Именно под влиянием работы в РОСТА начала складываться его идея о народности искусства, его активности, действенности. «Необычайное приключение…» и посвящено осмыслению такого искусства.
Поэт вводит в стихотворение образ Солнца, которое повседневно, беспрерывно выполняет нужный людям труд. Этот труд такой же тяжелый и напряженный, как и работа лирического героя, которого «заела РОСТА». Тут и устанавливаются связи между трудом поэта, который «не зная ни зим, ни лет», рисует плакаты, пишет стихи, и работой Солнца, которое также и летом, и зимой льет свой свет на Землю.
Итак, поэзия и искусство — это, прежде всего, непреложный, повседневный труд. Эту мысль впервые Маяковский выразил за два года до «Необычайного приключения…» — в 1918г. в стихотворении «Поэт рабочий»:
Может быть,
нам
труд
всяких занятий роднее.
Я тоже фабрика.
В «Необычайном приключении…» постоянно возникает тема «двух солнц» — солнца света и солнца поэзии. Она находит воплощение в образе «двустволки солнц». Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и Солнце действуют попеременно, а поэтому постоянно. Поэт хочет работать, как Солнце, источником нужной людям энергии и света. В этом Маяковский видит родство поэзии и Солнца. А потому цель их одна:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца…
Вот лозунг мой —
и Солнца.
Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии» продолжает развивать тему поэзии-труда, нанизывая на нее и ряд других очень высоких мыслей, необходимых для понимания позиции художника.
Стихотворение имеет форму разговора с фининспектором, и это неслучайно. Поэт облагался налогами на свое творчество, как и мелкие буржуа. Это очень сильно задевало его самолюбие и подвигло выразить мысль о своем «месте… в рабочем строю». Лирический герой пытается убедить фининспектора, что его «труд… любому труду родствен», что «поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды». Так, очень метафорично, Маяковский добивается звучания с новой силой темы поэта-пролетария, «двигателя пера», «народа водителя» и «народного слуги», своим творчеством приводящего «в движение тысячи лет миллионов сердца».
Такую поэзию Маяковский противопоставляет творчеству поэтов иного «сорта», которых он называет «лирическими кастратами». Художник подводит нас к мысли о качестве стихов:
Изводить
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды, —
Он противопоставляет себя тем, кто: «Строчку // Чужую // вставит — и рад». Такое творчество поэт называет «обычным воровством» и «растратой» «среди охвативших страну растрат».
В этом стихотворении Маяковский раскрывает и еще одну очень важную мысль. Поэзия в целом для него — «езда в незнаемое». Он пишет:
Рифма поэта —
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
Эти строки указывают на призвание поэта — воспевать сегодняшний день, призывать, воодушевлять, бороться и обличать недостатки. Долг поэта — «реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи».
Таким образом, поэт все-таки заявляет о своем праве на место в рабочем строю, так как каждую минуту своей жизни он трудится на благо общества.
Во вступлении к поэме «Во весь голос» перед нами предстает тот же поэт-трудяга, на плечах которого поместился груз кипучей и разнообразной деятельности. Он — «ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный». «Агитатор» и «горлан-главарь», призывающий своими стихами к активной жизненной позиции в условиях нового общества. Он — воин, борец против врагов социализма с их «чирикающим» искусством, прогнившей моралью и никчемной религиозностью. Поэзия же — это его «старое, но грозное оружие».
Сравнение поэзии с оружием ярко и точно определяет важнейшее ее свойство — постоянную нацеленность на борьбу. Свои победоносные «войска» поэт посвящает тому, ради кого они создавались — пролетарию.