В эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» своеобразное преломление получает главная тема всего творчества писателя — в муках и трагедиях рождение нового мира.
В центре романа оказывается судьба семьи Мелеховых, попавшей, как и их земляки, в жернова революции и гражданской войны. Принцип изображения действительности через «семейные гнезда» позволил Шолохову раскрыть особенности эпохи в самом ярком ее проявлении, полно и глубоко показать трагедию народа, вынужденного уничтожать друг друга.
Писатель подробно прослеживает историю казачьего рода Мелеховых, ведущего свое начало с середины XIX века. С первых страниц появляются в романе гордые, отважные люди, великие труженики, бесстрашные воины, наделенные страстными и нежными сердцами. Они готовы взять на себя ответственность за судьбу своей семьи, в любую минуту с оружием в руках встать на защиту отчего дома.
Шолохов показывает, что семья, честь семьи — священные для казака понятия. Писатель не раз подчеркивает, что Григорий Мелехов — главный герой романа — унаследовал именно от своего рода и внешность, и характер, и жизненные принципы.
С первых страниц романа автор много места уделяет сценам крестьянского труда, в которых Григорий (и вся его семья) предстает как сильный, умелый, красивый труженик. Он испытывает откровенную радость от работы на земле, от близости к ней. За семь военных лет память о крестьянском труде не раз будет бередить душу Григория: «Хорошо бы взяться за чапиги и пройти но влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат прорезанной лемехом травы».
Дон, земля, хутор, семья — к этим незыблемым ценностям добавляется не менее священное для казака понятие воинского долга. В каждой семье бережно хранятся предания о воинской доблести дедов. Григорий и Петр хорошо помнят, что их отец, «старший урядник Пантелей Мелехов», получил когда-то «на императорском полку первый приз за джигитовку».
В отличие от женщин-казачек, провожающих родных на войну со слезами, мужчины отправляются на службу в приподнятом настроении. В бою Григорий не уступает землякам-казакам, и здесь он всегда — «в первых рядах».
О мужестве Мелехова свидетельствуют четыре Георгиевских креста, четыре медали и офицерское звание. Однако чем дольше тянутся военные действия, тем больше тянет его к крестьянскому труду. Во сне герой видит степь, сердцем рвется к любимой женщине, детям.
Таким образом, мы понимаем, что основу бытия Мелеховых составляют мудрые, здоровые начала, заложенные самой природой: труд, продолжение рода, ощущение своей сопричастности с жизнью других людей. Человек, живущий по законам, складывающимся веками, по законам, в которых воплотилась народная мудрость, чувствует себя защищенным и признает справедливость миропорядка. Мировая, а затем гражданская война, вторгаясь в жизнь казачьей станицы, нарушают гармоничные отношения человека и мира.
Последствия революции и гражданской войны катастрофические: трагедия отдельных человеческих судеб и трагедия всего народа становятся центром художественного повествования в романе. Писатель показывает драму разрушения былого единства народа. «Народ стравили» — и вот убивает своего кума Ивана Алексеевича Котлярова Дарья Мелехова, Митька Коршунов вырезает всю семью Кошевых, а Михаил Кошевой убивает Петра Мелехова, деда Гришаку. В конечном итоге кажется, что жизнь утрачивает всякий смысл: «… в Пономареве все еще пылали дымками выстрелы: вешенские, каргинские, боковские, краснокутские, милютинские казаки расстреливали казанских, мигулинских, раздорских, кумшатских, балкановских казаков».
Таким образом, композиционным принципом построения романа становится антитеза: мирная трудовая жизнь, круговорот природы, любовь, с одной стороны, — война, смерть, ненависть и жестокость враждующих между собой людей, с другой: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…»
Это противопоставление помогает понять читателям «Тихого Дона» глубину и силу трагедии, которую пришлось пережить русскому народу в начале 20 века, осознать всю важность «крыши дома твоего» — мирного существования, колоссальную значимость для человека таких вечных ценностей, как мир, семья, любовь, труд.
Думаю, эти ценности первостепенно важны и значимы для человека во все времена. Мирная жизнь, возможность трудиться на благо семьи, возможность любить, воспитывать детей, наблюдать, как растет и крепнет твой род… Все это объединяется словами «Под крышей дома твоего» и является главными человеческими ценностями.