Конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”

Конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, написанная в начале 19-го века, является произведением “вечным”. Она стоит в одной линии с такими великими произведениями как “Ревизор” Гоголя, “Недоросль” Фонвизина. Эти произведения высмеивают всегдашнюю “темную сторону” общества (лицемерие, коррупция и т. п.) и поэтому они неоднократно запрещались цензурой. Не исключением стала и пьеса “Горе от ума”; издана она была только после смерти автора.
Комедия Грибоедова “Горе от ума” построена на конфликте между “веком нынешним” и “веком минувшим”. Этот конфликт неоднократно проявляется в диалогах героев пьесы, однако “главными конфликтующими” были два основных героя произведения – Фамусов и Чацкий. Фамусовов и Чацкий – это представители разных эпох; веков. Фамусовов и Чацкий – это “стержень” всего произведения. Фамусов – наиболее “ярко выраженный” представитель “века минувшего”, тогда как Чацкий – это единственный представитель “века нынешнего” в комедии. Тем не менее, конфликт “века нынешнего” и “века минувшего” нельзя понимать “дословно”. Это не конфликт между поколениями; это конфликт между взглядами на жизнь. В доказательство этого – Молчалин и Софья, которые были ровесниками Чацкого и по идее должны были бы быть представителями “века нынешнего”, но нет; они оба были ровно такими же, как и Фамусов, то есть “ценителями”, “подражателями” ценностей “века минувшего”.
Чацкий является единственным защитников иных, “современных” взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы. Например, возьмем отношение к службе. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – утверждал Чацкий. Фамусов же, напротив: “А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Точки зрения Чацкого и Фамусова – совершенно разные. Для одного, служба – это служение во блага Родине, а для другого – служение во благо себе.
Чацкий считает, что свободы личности в “веке минувшем” нет, что ни в коем случае нельзя быть “шутом” для общества, где “тот и славится, чья чаще гнулась шея”, где человека судят не по его личностным качествам или по “настоящим заслугам”, а лишь по количеству денег и материальных благ, которыми он обладает. И ведь действительно, как можно судить о человеке по его “лживым чинам”, если “чины людьми даются, а люди могут обмануться”? Чацкий видит в “веке минувшем” гибель для общества; он выступает против всего, что является нормой для “фамусовского общества”: против крепостного права, против любви к иностранному, против услужливости чинам и богачам. Чацкий – сторонник изменения страны в лучшую сторону. Чацкий – голос разума и справедливости, который никем не будет услышен.
Но все же, в комедии “век нынешний” уступает “веку минувшему” по численности. Чацкий – единственный борец против давно сложившийся “системы”, поэтому он обречен на “поражение” в битве против “фамусовского общества” (можно даже сказать, против “фамусовской России”). Да, взгляды Чацкого были и правильными, и разумными, и справедливыми, но они были не по нраву “веку минувшему”. И что в итоге? Чацкий объявлен сумасшедшим и его обличительные речи “безумного” более не страшны “веку минувшему”. “Фамусовское общество” избавилось от инакомыслящего Чацкого и продолжило жить своей жизнью.
И в завершении хотелось бы сказать, что конфликт в комедии “Горе от ума” между “веком нынешним” и “веком минувшим” – это конфликт между разными ценностями, между восприятием жизни, между разными способами взаимодействия в обществе и между радикально разными восприятиями устройства общества. Этот конфликт не может быть решен словесными спорами; его не решит никто в мире, даже не в одиночку. Только время может что-то изменить, да далеко и не многое. Коррупция, лицемерие и все другие “черты” “века минувшего” присутствуют до сих пор (да и будут присутствовать), и не только в России, а в целом во всем мире, и навряд-ли что-то уже изменится, даже если будут “попытки”.
Если появился свет в конце туннеля, это не значит, что туннель скоро закончится…..
Мартелов Илья, Лицей 88 г. Екатеринбург


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
    spacer
    Конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”