Век нынешний и век минувший в комедии «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году. Действия комедии разворачиваются накануне восстания декабристов. Поэтому основным конфликтом в произведении является столкновение и противостояние старого мировоззрения «века минувшего» и «века нынешнего» нового мировоззрения.
«Век минувший» представляют в произведении не только Фамусов, Хлестова и другие персонажи старшего возраста, но к ним тяготеет и новое поколение Молчалиных-Скалозубов. Тип героя декабристского склада, «века нынешнего», представляет

Чацкий. С его появлением завязывается конфликт, особенность которого в том, что он двойственный: социальный и любовный. Герой возвращается после трехлетнего странствования в Москву, в дом, где живет его возлюбленная Софья и где его ждет «мильон терзаний» как писал в своей статье И. А. Гончаров.
По словам И. А. Гончарова — Чацкий — умен, » положительно умен», он верит в преображающую силу ума и чувства. Противостоящие ему московские консерваторы умны умом своей среды. Составляющие их «ума» — эгоизм, низкопоклонство, раболепство, карьеризм, практицизм, умение достичь цели любым путем. В комедии представлены
разные виды ума, между представителями которых возникает конфликт.
Чацкий противостоит всему старому миру фамусовской Москвы. Это просвещенный дворянин, знакомый с европейской культурой. В старомосковских традициях он отвергает то, что стало косным и отжившим. Он образован, остроумен, это тип свободомыслящего человека. В фамусовской Москве он не нужен. Чацкий раздражает Фамусова своей непрактичностью, Софью — неприятием любимого ею Молчалина, неумением жить, отрицанием московских нравов.
Фамусов: Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
На что Чацкий отвечает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Фамусов и его гости объявляют Чацкого сумасшедшим. Цель проста: сбить с гордеца спесь, лишить человека самоуважения, ведь он задел систему общественных ценностей.
Своеобразный итог свершившемуся подводят клеветники, которые торопятся достойно обосновать ложь: «Пил не по летам», потом следует усиление мотива «Шампанское стаканами тянул…» Наконец, Фамусов провозглашает: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина». Ум, ученье — общезначимые общественные враги. С этим соглашаются все гости дома Фамусова. Оказалось что двоюродный брат Скалозуба «в деревне книжки стал читать», племянник Тугоуховской «умудрился не по летам» .Фамусовский мир тревожит новое, непонятное направление жизни, которое представляет Чацкий. Горькая ирония Грибоедова заключается в том, что героя объявляют сумасшедшим. Чацкий — герой-антипод по отношению ко всем персонажам комедии, но ярче всего это противостояние проявляется в образе Молчалина. Его девиз — «умеренность и аккуратность». Ум, по Молчалину, это скрытность и хитрость, подлость и практицизм, Молчалин, по словам Чацкого, » дойдет до степеней известных».
Финал пьесы А. С. Грибоедова открытый: Чацкий покидает дом Фамусова, его дальнейший путь — в неизвестность.
В своем произведении А. С. Грибоедов показал раскол русского общества, выразившегося в противостоянии Чацкого и фамусовского общества.
«Век минувший» и «Век нынешний» всегда будут противостоять друг-другу.



spacer
Век нынешний и век минувший в комедии «Горе от ума»