Чацкий и Молчалин: классические образы комедии в современной интерпретации

В комедии Грибоедова “Горе от ума” представлены два поколения, резко противопоставленных и враждующих друг с другом. Важно, что эти поколения отличаются не только и не столько возрастом, сколько взглядами на жизнь, мироощущением, законами, по которым они существуют. Одно из них, многочисленное, сильное и, казалось бы, неискоренимое – консервативное старомосковское общество. Ему в комедии противостоят “новые” люди, прогрессивные и образованные.
Одним из самых ярких представителей фамусовского общества в “Горе от ума” является Алексей Степанович Молчалин. Я думаю, его роль в произведении сопоставима с ролью главного героя – Чацкого. Как и Чацкий, Молчалин – участник и любовного, и общественно-идеологического конфликта. Он не только достойный ученик Фамусова, но и “соперник” Чацкого в любви к Софье, третье лицо, возникшее между бывшими влюбленными.
Если Фамусов, Хлестова и некоторые другие персонажи комедии – это “живые обломки” “века минувшего”, то Молчалин – человек одного с Чацким поколения. Но, в отличие от главного героя,

Молчалин – убежденный консерватор. По своему внутреннему состоянию он, несомненно, представитель старой Москвы, поэтому диалог и взаимопонимание между ним и Чацким невозможны. Больше того, между ними неизбежен конфликт, ведь жизненные идеалы, нравственные принципы и поведение в обществе у этих героев абсолютно противоположны. Так, например, Чацкий не может понять, “зачем же мнения чужие только святы”. Молчалин же, как и Фамусов, считает зависимость “от других” основным законом жизни.
Молчалин – посредственность, не выходящая из общепринятых рамок, это типичный “средний” человек: и по способностям, и по уму, и по притязаниям. Но у него есть “свой талант, Алексей Степанович гордится своими качествами – “умеренностью и аккуратностью”.
Мировоззрение и поведение Молчалина строго регламентируется его положением в служебной иерархии. Он скромен и услужлив, потому что “в чинах… небольших”, не может обойтись без “покровителей”, даже если ему приходится всецело зависеть от их воли.
Зато, в отличие от Чацкого, Молчалин органично вписывается в фамусовское общество. Это ” маленький Фамусов “, ведь у него много общего с московским ” тузом “, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении. Например, отношение Молчалина к службе – чисто “фамусовское”: он хотел бы “и награжденья брать, и весело пожить”. Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания (“Ах! злые языки страшнее пистолета”, “В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь”) напоминают фамусовское: “Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!”.
Молчалин – антипод Чацкого не только по убеждениям, но и по характеру отношения к Софье. Главный герой произведения искренне влюблен в девушку, выше этого чувства для него ничего не существует, по сравнению с ним “мир целый” Чацкому “казался прах и суета”. Молчалин же лишь умело притворяется, что любит Софью, хотя, по собственному признанию, не находит в ней “ничего завидного”.
Отношения с Софьей целиком определяются жизненной позицией Молчалина: так он держится со всеми без исключения людьми, это его жизненный принцип, усвоенный с детства. В последнем действии Алексей Степанович рассказывает Лизе, что ему “завещал отец” – “угождать всем людям без изъятья”.
Молчалин – влюбленный “по должности”, “в угодность дочери такого человека”, как Фамусов, “который кормит и поит, / А иногда и чином подарит…”.
Важно, что утрата любви Софьи не означает поражения Молчалина. Хотя он и совершил непростительную оплошность, ему удалось выйти сухим из воды. Знаменательно, что не на “виноватого” Молчалина, а на “невиновного” Чацкого и оскорбленную, униженную Софью обрушил свой гнев Фамусов.
В финале комедии Чацкий становится изгоем: общество его отторгает, Фамусов указывает на дверь и грозится “огласить” его мнимый разврат “во весь народ”. Молчалин же не попадает под “основной удар”. Вероятно, он удвоит усилия, чтобы загладить свою вину перед Софьей. Но, в любом случае, остановить карьеру такого человека, как Алексей Степанович Молчалин, невозможно – таков смысл авторского отношения к этому герою. Чацкий еще в первом действии заметил, что Молчалин дойдет до “степеней известных”. Финальная сцена комедии подтвердила горькую истину: общество отвергает Чацких, зато “Молчалины блаженствуют на свете”.
Таким образом, Чацкий и Молчалин – люди одного возраста – по своим жизненным устремлениям и взглядам принадлежат к двум разным поколениям. Если Чацкий – представитель передовой молодежи, прогрессивных веяний, то Молчалин – продолжатель традиций старой консервативной Москвы. Он “молодой старик”, принадлежащий “веку минувшему”. И, несмотря на его сиюминутную жизненную победу, будущее за взглядами Чацкого. В этом убежден автор комедии “Горе от ума”.



spacer
Чацкий и Молчалин: классические образы комедии в современной интерпретации