Существует много предположений о том, кем был автор «Слова о полку Игореве». Он мог быть приближенным князя Игоря, потому что полон сочувствия к нему, или монахом, ведь в те времена большинство образованных людей были монахами. Также автор «Слова…» мог быть дружинником, так как в его описании битвы чувствуется уверенность храброго человека, побывавшего в сражениях:
С раннего утра до вечера,
с вечера до света
летят стрелы каленые,
гремят сабли о шлемы.
Трещат копья булатные
в поле незнаемом
среди земли половецкой.
Но кем бы ни был автор, он, безусловно, был гениальным человеком своего времени. Он не только рассказал о событиях Игорева похода, но и дал собственную оценку всему проходящему. Одобряя стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и влечет за собой гибель его войска.
О, далеко залетел сокол, птиц избивая, — к морю. Игорева храброго войска не воскресить… Необыкновенная композиция «Слова…», удивительные сравнения, своеобразный певучий язык свидетельствуют о том, что автор был литературно одаренным человеком. Нельзя не восхищаться плачем Ярославны, его красотой и глубоким смыслом:
На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу,- говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».
Сравнения, которых очень много в повествовании, придают описанию событий поэтическое звучание. Например, сравнение Игоря и брата и их сыновей с четырьмя солнцами:
На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца…
В «Слове…» ярко выражена связь человека и природы. Природа одухотворена, очеловечена; она является участницей действий — радуется, печалится, плачет и страдает так же, как и человек. В своем плаче Ярославна с мольбой обращается к ветру, солнцу и Днепру. Поход Игоря сопровождается мрачными предзнаменованиями:
Уже несчастий его подстерегают птицы по дубам; волки грозу поднимают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты.
Все это ясно говорит о том, что автор «Слова…» сам безраздельно связан с природой Русской земли, что он ее чувствует и понимает.
Не оставляет никаких сомнений и то, что автор «Слова.,.» — патриот родной земли. Его произведение проникнуто огромным, нежным, теплым чувством любви к родине. Оно проявляется и в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.
Автор «Слова…» гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Русская земля для него — это не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ. Автор
говорит о мирном труде пахарей, нарушенном усобицами князей, о горе всего русского народа, о гибели его достояния. В этом чувствуется его боль за родину, его горячая любовь к ней. И именно эта любовь вдохновляла автора «Слова…» и водила его пером. Он прекрасно понимает, какими ужасными последствиями для Руси обернулось поражение Игоря. Ему больно оттого, что русские князья, вместо того чтобы защищать родную землю, враждуют между собой:
Сказал брат брату:
«Это мое, и то мое же».
И стали князья про малое
4это великое» говорить
и сами на себя крамолу ковать.
Автор призывает к прекращению междоусобиц:
Ярослава все внуки и Всеслава,
склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых на землю Русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобиц ведь настало насилие
от земли половецкой.
Обращение к походу Игоря служит поводом для призыва к объединению Руси, который звучит в «золотом слове» Святослава.
Представляя себе автора «Слова…», я не могу увидеть его в каком-то одном, определенном облике.
В моем воображении этот облик меняется в зависимости от описываемых событий. То он — дружинник, то он — пахарь, то он — монах, то он — государственный деятель, то он — белобородый сказитель Боян. И из этих различных образов складывается наконец образ автора — великого, трудолюбивого, талантливого и мудрого русского народа.