Особенности композиции “Слова о полку Игореве…”

“Слово о полку Игореве” является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых – начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина. В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью “Слова” был утрачен.
Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно

– “Слово о полку Игореве” обладает рядом художественных достоинств, которые позволяют причислить его к шедеврам древнерусской литературы.
Одним из таких достоинств является, на мой взгляд, композиция произведения. “Слово” построено по принципу “триад”: оно состоит из трех частей – вступления, основной (повествовательной) части и эпилога. Основная часть также состоит из трех частей.
Во вступлении автор размышляет о том, как ему рассказать о печальном походе князя Игоря Новгород-Северского. Он мог бы пойти традиционным путем – прославлять князей и дружину, как это его делал его великий
предшественник Боян. Но автор выбирает свой, новаторский, путь – он рассказывает обо всем “по былинам нашего времени”, то есть достоверно, так, как было на самом деле:
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Кроме того, во вступлении “Слова” определяются хронологические границы повествования (“от старого Владимира до нынешнего Игоря”) и очень кратко сообщается о решении князя Игоря:
Ратным духом исполнился
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.
Первая часть произведения начинается с описания выступления новгород-северского князя в поход. Это составляет завязку сюжета. Все в природе предвещает несчастье намерениям Игоря: “солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…”. Но князь не хочет прислушаться к знакам природы – он одержим жаждой славы, честолюбием и самоуверенностью.
Кульминацией действия в этой части становится вторая битва с половцами, в которой русские войска терпят поражение:
Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.
Русские полки отступили.
Бесовы дети кликом поля прегородили,
А храбрые русские щитами червлеными.
Тут же за этим описанием в “Слове” следует первое историко-публицистическое отступление. В нем автор вспоминает о времени Олега Гориславича, черниговского деда Игоря, который “мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял”. Кроме того, в этой же части автор сообщает о поражении Игоря и последствиях этого для всей русской земли. На этом первая часть “Слова” заканчивается.
Во второй части действие переносится в Киев, где великий киевский князь Святослав видит “мутный” сон, предвещающий несчастье. Бояре объясняют ему значение этого сна, рассказывая о поражении Игоря и Всеволода.
Кульминацией второй части является “золотое слово” Святослава, “со слезами смешанное”. В нем он призывает всех русских князей к объединению. Только так, воедино, можно, по мнению киевского князя, победить врага. Святослав, как истинный патриарх, как “старший”, ратует за прекращение междоусобиц и вражды, за единство русских правителей и русских земель. В этом “золотом слове” слышатся мысли самого автора.
Вторая часть произведения содержит еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни “горазд” был Всеслав, его неприкаянная жизнь была судом и возмездием за его усобицы. Заканчивается вторая часть горестными восклицаниями автора:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Третья часть “Слова” начинается плачем Ярославны – жены Игоря. Юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы – солнцу, ветру и воде (Днепру, Славутичу) – с просьбой о помощи.
Кульминацией третьей части и, одновременно, развязкой “Слова”, несомненно, является побег Игоря из плена:
Солнце светит на небе –
Игорь-князь в Русской земле!
Девы поют на Дунае,
Голоса долетают через море до Киева,
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Радостны земли,
Веселы грады! –
В эпилоге “Слова” автор прославляет князей и дружину: “Слава князьям, а дружине аминь!”
Таким образом, композиция “Слова” проста и строга. Но, в то же время, она мастерски продумана неизвестным автором, потому что позволяет раскрыть и донести до читателя главную, патриотическую, идею “Слова” – о необходимости прекращения кровавых междоусобиц и объединения русских земель.



spacer
Особенности композиции “Слова о полку Игореве…”