План.
1. Вступление. Тема маленького человека в русской литературе.
2. Краткая характеристика Обломова. Каким он кается на первый взгляд.
3. Биография Обломова (детство из 9-ой главы сон Обломова)
4. Жизнь Обломова вне имения.
5. Отношения Обломова с Ольгой.
6. Женитьба Ильи Ильича
7. Заключние. Вывод: плох или хорош обломов?
Тема маленького человека известна в русской литературе с давних времен. Ее начал Карамзин своей повестью «Бедная Лиза», в которой повествовалось о судьбе несчастной доверчивой девушки, которая отдается любви и, преданная своим обольстителем, гибнет, не найдя ни в ком утешения или защиты. Далее на более глубоком уровне эту тему развивает Пушкин в повести «Станционный смотритель» и романе «Евгений Онегин», Гоголь в повести «Шинель» и т. д. Но наиболее подробно эта тема раскрыта в романе И. А. Гончарова «Обломов». Чем же занимателен так рельефно обрисованный Гончаровым герой?
Илья Ильич Обломов — помещик средней руки, «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Только эта характеристика уже во втором абзаце романа может очень много сказать об изображаемом герое. Приятная наружность человека в самом, что называется расцвете сил рисует нам человека, полного энергии, сил, готового к новым свершениям. Но эту иллюзию разрушает мягкость черт Обломова, казавшиеся «слишком изнеженными для мужчины» и замечания автора — движения Обломова были ленивыми, как у только что проснувшегося после обеденного сна кота. Но далее мы узнаем, что «Лежание у Ильи Ильича… было нормальным состоянием». Мало того, лежание было не просто состоянием, а основным занятием. Даже комнату свою, на первый взгляд, богато убранную, он не мог оформить со вкусом. Элементарный порядок, сопутствующий любому жилому помещению, отсутствовал: «… так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых Седов человеческого присутствия». Странно, не правда ли? Такое нарушение логики в вырисовке характера автоматически ставит в нашем сознании жирный крест на Илье Ильиче. Вроде бы, симпатичный человек, а такой безнадежный лентяй…
Но не будем торопить события. Для начала, выясним причины характерных особенностей Обломова, указанных выше. А искать будем в истоках, во время формирования личности — в детстве. Детство героя представлено в его сне (глава девятая).
Его детство прошло в Обломовке — благодарнейшем и спокойнейшем краю. «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Идеальное место чтобы вырастить добрейшую душу, какой и является Илья Ильич. Но от покоя до лени — пол шага. Все семейство Обломовых было именно перешедшим эту тончайшую грань — жили степенно, ничегошеньки не делая. Жизнь их менялась только лишь по сезонам, и то незначительно. Еда и сон — основные их занятия — «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон. Истинное подобие смерти». Да и что для них жизнь? -«идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли». Но мало того, что родители сами ничего не делали, считая высшим проявлением счастья вечный покой, так они не давали и своему ребенку, мечтая сделать свое дитя счастливым. Они и воспитывали сына соответствующе: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнить его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, принести ли что, сбегать ли за чем, — ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат: » Зачем? куда! А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька, Ванька, Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..» И не удается никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя. После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и выучился сам покрикивать: «Эй, Васька, Ванька, подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!» А ему хотелось самому движения. Порой он даже сбегал из дома в часы всеобщего забытья: «забирался в канал, рылся, отыскивал какие-то корешки, очищал от коры и ел всласть, предпочитая яблокам и варенью, которые дает маменька». Но чаще он проводил часы дома в забвении, в котором заставляли его прибывать родители. А каков результат? «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».
И что же выросло из этого экзотического растения, взлелеянного в теплице Обломовки? Дитя изрядного возраста, воспринимающего исключительно собственные капризы, подчиняющегося только им. Откуда же взялись нахальство и заносчивость? От кротости. Воспитываемой в Обломовке. Илья Ильич ничего не умел, сам это признавал «я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают; не знаю, богат ли я или беден, буду ли я через год сыт или
буду нищий — я ничего не знаю!.. Следовательно, говорите и советуйте мне, как ребенку…». Из-за осознавания своего незнания он был кроток. Но это не мешало ему бить Захара за малейшую оплошность, за любое отступление от его желаний.
Но жизнь не оставляет людей в их тихом счастье. Она посылает им испытания. Обломова это испытание настигло в виде любви. Но он не прошел это испытание. Тип обломовского характера, формировавшийся еще в праотцах Ильи Ильича, у него в крови. А как воспринимали Обломовы женщин, и вообще людей? Людей работающих с презрением называли «чернорабочими». Женщин же считали куклами, не видя в них ничего кроме забавного приключения. Но как только они замечали, что перед ними живой человек со своими чувствами, они совершенно терялись и отступали. Это хорошо видно на примере самого Ильи Ильича. Что нашла в нем Ольга? Человека с мечтами. Умного, хоть и не уклюжего. Она полюбила его в сравнении со Штольцом, дорисовав его расплывчатый образ тенью благородства и чистоты эмоций. Ответное чувство в Обломове не заставило себя долго ждать. Но что ждала Ольга от Обломова? Она хотела счастья, а он бы не в состоянии ей его дать в том понимании, в котором этого хотела она. Возможно, у Обломова был шанс, не будь он так дурно воспитан, победи он свою природную лень. Но ему все было лень… так уж он воспитан. Как сказал Р. Киплинг — «Воспитание — великое дело: им решается участь человека». Это как раз тот случай, когда воспитание решило судьбу человека. Если бы Обломов действительно хотел, и, не жалея себя, пустился в омут любви с головой, он бы был с Ольгой. Ведь дело уже шло к женитьбе — Ольга хотела лишь. Чтобы было место, где они будет жить, чтобы обломов устроил свое имение. Это была жертва, но обломов не смог ее заплатить. Он предпочел собственное благополучие счастью с Ольгой. Он спасовал, как и всякий Обломовец. Написал ей письмо, в котором уничтожил себя с целью увидеть страдания Ольги. И даже приехал увидеть ее «в сию критическую минуту». Но не было в его письме ничего. Что могло бы вызвать восхищение правдивым самобичеванием. Это бы лишь эгоизм. Что и показала ему Ольга. Обломов испугался ее проницательного ума, не выдержал конкуренции. Каков же итог? Он женился на той, что могла ему дать то, о чем он мечтал — Пшеницына холила и лелеяла его как родная мать из голубого детства.
Кто же такой Обломов? Сын лени, бездействия. Такие люди были, есть и будут. Это те самые коптильщики неба, ничего не делающие ни для кого. Нашедших для себя смысл жизни лишь удовлетворение собственных низменных потребностей. Нет ничего хуже эгоизма, смешного с эгоизмом. Но если эта смесь еще и имеет власть… последствия непредсказуемы. Хотя, такие люди составляют массу, опору для людей ищущих и инициативных. Важно лишь самому не быть таким.