Сон героя и его роль в романе И. А. Гончарова “Обломов”

Описание сна героя (героини) имеет в русской литературе давнюю традицию; к теме сна обращались в своем творчестве Жуковский (“Светлана”) и Пушкин (“Капитанская дочка”, “Евгений Онегин”), Лермонтов (“Мцыри”) и Достоевский (“Преступление и наказание”). Сои раскрывает глубинное содержание душевной жизни героя, позволяет выразить “невыразимое”, ускользающее от рационального анализа.
Таков и “Сон Обломова” – один из ключевых эпизодов знаменитого романа Гончарова. В Обломовке, которую герой видит во сне,

формируется душевный склад Ильи Ильича, предопределивший его судьбу. Здесь лежат причины такого удручающего и неискоренимого в русской жизни явления, как “обломовщина”, а с другой стороны – здесь же можно обнаружить истоки той “голубиной кротости” и незамутненной ясности души, которыми столь разительно отличался Илья Ильич от окружающего его предприимчивого и меркантильного мира.
Отношение автора “Обломова” к своему герою неоднозначно. В романе писатель с горечью и грустью пишет о “свете”, которым была наполнена душа Ильи Ильича, и о постепенном умирании личности. Автором многократно
подчеркнуто, что Обломов не может быть сведен к одной только “обломовщине”, что в этой душе есть много бесценных, редких качеств (ведь прав был Захар, сказавший о своем покойном барине: “На радость людям жил, жить бы ему сто лет…”).
“Сон Обломова” может быть разделен на две части. Первая часть рисует идиллическую картину совершенного, безмятежного бытия – “утраченного рая”, память о котором навсегда озарила душу героя тихим и мягким сиянием. Герои видит “благословенный уголок земли”, где нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого”. Все сулит долгую и счастливую жизнь, которая завершается мягкой и незаметной, похожей на сон, смертью. Природа в этом краю всегда приветлива и тиха. Времена года сменяют друг друга в положенный срок, радуя все теми же повторяющимися и узнаваемыми картинами.
Нарисованный Гончаровым образ воплощенной гармонии вызывает ассоциации с образами новозаветного “Откровения”, только обломовский “рай” больше напоминает не пророческое видение, а сказку – древнейший из жанров. Вместо ярких и утомительных красот в духе романтизма – тихая радость патриархального бытия, с его естественностью и цельностью: по-домашнему приветливое небо, добродушная луна, похожая на “медный вычищенный таз”, мирное жужжание мух, пение перепелов. В Обломовке живут не торопясь, не ведая страстей и волнений. Крестьяне жнут, пашут и сеют, довольные своей судьбой и убежденные, что “жить иначе – грех”.
Автор повествует о воспитании героя, о его родителях – этому посвящена вторая часть “Сна Обломова”. В господском доме живут размеренно и не спеша. Главную заботу здесь составляют “кухня и обед” – об обеде совещаются “целым домом”, долго и основательно. После обеда весь дом погружается во “всепоглощающий” сон, после которого пьют “чашек но двенадцати” чаю. Илюша растет здесь в атмосфере любви и обожания. Его страстно, самозабвенно любит мать, им живет заботливая няня, которая рассказывает Илюше сказки о Емеле, о неведомых краях, где текут реки меда и молока и “никто ничего круглый год не делает” (о фольклорной поэтизации лени автор говорит с горькой иронией). Не только нянины сказки, но и весь быт обломовцев обнаруживает связь с давними, праисторическими временами, с языческой древностью. Здесь верят в приметы, соблюдают обряды и традиции, чтут старину и больше всего на свете боятся перемен.
Лень и нелюбовь ко всякому активному действию были присущи всем обломовцам – от крестьян до господ. Отец героя, Илья Иванович, был занят тем, что ходил из угла в угол, нюхал табак или наблюдал за происходящим на дворе. Мать также была “сильно занята” – обсуждала часа по три, как перешить из старой фуфайки детскую курточку; следила, чтобы портной не украл остатки сукна; ходила поглядеть, “хороню ли наливается яблоко”.
Обломов жил в отчем доме, “как экзотический цветок в теплице”. Всякое его желание предупреждалось, всегда к его услугам были “трое-четверо слуг” и верный Захар. Иногда Илюша чувствовал в себе стремление вырваться на простор жизни, ускакать на савраске в ноля или поиграть в снежки с крестьянскими мальчишками. Но такие порывы воспринимались и Обломовке с ужасом и со временем угасли. “Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая”, – с горечью творит Гончаров, подводя итог повествованию о детстве героя.
В романе Обломов изображается как национальный характер, органически вырастающий па русской почве, пронизанный противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, впитавший в себя и светлые, и темные стороны народной жизни. Сон героя позволяет объяснить генезис этого характера, даст ключ к пониманию романа в целом.



spacer
Сон героя и его роль в романе И. А. Гончарова “Обломов”