Гуманистическая тема в рассказе «Судьба человека»

Тема человеческой судьбы, которая сложилась под влиянием Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., была одной из ведущих в русской литературе XX века. К ней обращались многие гениальные писатели своего и нашего времени, как Толстой и Достоевский. Резкая смена моральных устоев и психики человека от повседневной жизни к жизни на фронте нашла глубокий отклик в душе писателей и поэтов.
Не остался в стороне и Михаил Александрович Шолохов. Его стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни обычных людей было так велико,

что на свет явился рассказ «Судьба человека». Рассказ об обычном русском человеке, который пережил все трудности и мучения войны.
Рассказ начинается с того самого русского человека, который хлебнул «горюшка по ноздри и выше» на войне, что видно по его глазам «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Андрей Соколов, этот русский человек, который жил обыденной жизнью («Поначалу жизнь моя была обыкновенная»), который » работал 10 лет и день и ночь», чтобы дети ни в чем не нуждались, который бывало иногда мог нагрубить своей жене, но сразу же просил
прощения («Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе»), но не в тот день проводов его в армию, о котором он до сих пор жалел (» До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»), был примером того, как проживал русский народ.
Андрей, подобно миллионам советских людей, уходит на фронт. Тяжел и трагичен его путь на протяжений всей войны. А вехами на этом пути служат подвиги, совершенные, в основном, не на поле боя, а в условиях фашистского плена. Вспомним сцену в церкви, где он, «первый раз в жизни убил, и то своего…» на священной земле, чтобы не дать «мордатому парню» («толстому мерину») предать своего. Делает он это, не колеблясь, а после ему «стало нехорошо, и страшно захотелось руки помыть, будто не человека, а какого-то гада ползучего душил…», но все же он спасает того «худенького парнишку», которого видел первый раз. По-моему, Андрей — человек широкой души, потому что он мог не спасать того пленного, ведь их тогда и так убивали как скотов. Далее Андрей попадает в концлагерь, где ему приходится наблюдать унижение, издевательства, побои и людские муки, где их «били богом проклятые гады и паразиты так, как сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадется, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево». Он, как и остальные солдаты, вынужден существовать в нечеловеческих условиях. Даже в таких условиях Соколов не сдается и не теряет чувство собственного достоинства: идя к Мюллеру, он готовится лишь к одному — достойно встретить смерть! Но лагерный начальник, оценив храбрость русского солдата, дарует ему жизнь. Главный герой держит себя так, что даже лютый враг начинает уважать его. «Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат». Он не теряет своих душевных, человеческих качеств и способен на сострадание. Уходя от Мюллера с буханкой хлеба и куском сала, он думает не о себе, а как бы донести этот подарок своим друзьям, хотя он сам был голоден как животное («Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей»). После всех этих мук Андрею все-таки удается вырваться на свободу, но счастье его длится не долго, так как он узнает что его семья умерла во время бомбежки. («Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один»)
Спустя некоторое время, он знакомится с новым сыном, который ночевал «где приходилось», у которого нет родных. Андрей хочет помочь : «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». Тот момент, когда Андрей говорит Ване, что он его отец, когда Ваня «кинулся к Андрею на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит» и говорит: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!», не может не тронуть людей за живое.
Вот каков настоящий человек! А ведь Андрей — образ собирательный, в котором отражаются все черты русского характера. Рассказ Шолохова посвящен солдату, прошедшему все ужасы войны, но оставшемуся человеком, сохранившим в себе личность, человеческое достоинство, уважение к себе и окружающим. Мне кажется, что через этот рассказ Шолохов хотел сказать, что люди должны оставаться людьми при любых обстоятельствах.



spacer
Гуманистическая тема в рассказе «Судьба человека»