Проблематика рассказа М. Шолохова “Судьба человека”



Рассказ М. А. Шолохова “Судьба человека” был написан в 1950-е годы. Жанр этого произведения является переходным. Небольшой объем, эпизод как сюжетная основа характерны для рассказа. Однако масштаб конфликта, участником которого становится герой, превращает новеллу о случае, происшедшем с “двумя осиротевшими людьми”, в повесть о “русском человеке…несгибаемой воли”, выдержавшем “военный ураган невиданной силы”.
Гуманистическая идея заявлена уже в названии произведения. Автор сосредоточил внимание на характере и судьбе того, кто смог в нечеловеческих условиях остаться человеком, сохранить душу, способную к любви и состраданию. Война в рассказе не только описана глазами очевидца и участника, но и показана как разрушение самой жизни (образ оскорбленного, загубленного детства).
События


в “Судьбе человека” происходят “первой послевоенной весной на Верхнем Дону”. Рассказчик, пытаясь добраться в станицу Букановскую, на два часа остается на причале в ожидании своих спутников. Там он встречает “странную” пару – “высокого, сутуловатого мужчину” и “маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше”. Из слов “случайного собеседника” выясняется, что он бывший “шофер…на грузовой”, участник войны. С самого начала отец мальчика вызывает желание “спросить, куда он идет с ребенком, какая нужда его гонит в такую распутицу”. Когда рассказчик внимательнее “взглянул на него”, ему и вовсе становится “что-то не по себе” от глаз мужчины, “словно присыпанных пеплом, наполненных такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть”.
В этом герое есть что-то необычное, привлекающее внимание, вызывающее удивление даже у рассказчика, прошедшего почти всю войну. Этим объясняется особый интерес рассказчика (“…я весь превратился в слух”) к исповеди “уроженца Воронежской губернии” Андрея Соколова.
В повествовании о жизни героя использован форма сказа. Соколов рассказывает свою биографию сам. Его история – это путь от одного страдания к другому. Герой уцелел в гражданской войне, единственный из всей семьи остался жив во время голода 1922 года (“Родни…ни одной души”). Но жизнь продолжалась. У героя появляется жена (“Смирная, веселая, угодливая и умница…”), дети (“Сначала сынишка родился, через года еще две девочки…”), дом (“За десять лет скопили мы немного деньжонок и перед войной поставили себе домишко…”).
Жизнь, казалось бы, налаживалась, но все ломает война. “На третий день” Андрей Соколов уходит из дома, провожаемый “осиротелыми” детишками и рыдающей от предчувствия вечной разлуки женой. Поначалу ее слезы воспринимаются Соколовым как предвестники собственной смерти (“Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!”), и только через три года он узнает, что “тогда подсказало ей бабье сердце” страшную правду о ней самой. Она и дочери были убиты прямым попаданием бомбы в их дом, “неловко” построенный “неподалеку от авиазавода”.
За четыре года герою пришлось испытать все тяготы войны. Он был два раза ранен, в третий, тяжело контуженный, попал в плен, где смерть подстерегала его на каждом шагу. Героя чудом не расстреляли “шесть автоматчиков”, заметивших в поле раненого русского солдата: “…ефрейтор…постарше” решил, что лучше отправить пленного “трудиться на…райх”. Затем его задержали за попытку побега, били, травили собаками (“Голого, всего в крови и привезли в лагерь. Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой…живой я остался”).
За “горькие слова” о том, что “четыре кубометра выработки – это много, …а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит”, Соколова хочет расстрелять лагерфюрер Мюллер. Но и тут героя спасает воля к жизни.
В сорок четвертом году Андрей Соколов оказывается шофером у “немца-инженера”. Побег из плена не завершает череду его испытаний. Ненадолго “блеснула радость” в жизни, когда нашелся сын, за прошедшие годы ставший офицером – артиллеристом. Но Анатолий погибает в последний день войны, “и что-то оборвалось” в душе отца. Его существование потеряло смысл.
Однако проходит полгода, и жизнь возрождается. Герой берет “себе в дети” маленького сироту Ванюшку, случайно встреченного им “около чайной”. Его закаменевшее от горя сердце “отходит”, на душе становится радостно, “легко и как-то светло”. У героя появляется стремление к будущему.
Рассказ Андрея Соколова вызывает не только “тяжелую грусть”, но и восхищение “несгибаемой волей” русского человека.
Таким образом, в рассказе показана воля и характер русского человека. Он преодолевает смертельные опасности, глубокие внутренние кризисы, вызванные потерей родных и близких, всегда сохраняя присутствие духа (“Подполковник подошел ко мне и тихо говорит: “Мужайся, отец! Твой сын…убит сегодня…” Качнулся я, но на ногах устоял”), достоинство и гордость, открытое доброе сердце.
Финал произведения обращен к будущему, “к вечному утверждению живого в жизни”, олицетворением которого становится машущая издали “ручонка” Ванюши. Подводя итог испытанию русского характера в войнах и бедах XX века, автор предчувствует “великие свершения”, новую весну в жизни России.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
    spacer
    Проблематика рассказа М. Шолохова “Судьба человека”