А. С. Грибоедов известен нам как автор комедии «Горе от ума», ставящей основные злободневные проблемы XIX в.: государственная служба, крепостное право, просвещение, воспитание. Именно этот русский писатель поднял тему «отцов и детей», продолженную потом Иваном Сергеевичем Тургеневым в романе «Отцы и дети». Он показал борьбу «века нынешнего» (сыны) и «века минувшего» (отцы), их идеалы, отношение к жизни, образованию, воспитанию.
Итак, с одной стороны, перед нами Чацкий, с другой — Фамусов и все московское общество (Хлестаковы, Тугоуховские, Скалозубы). Но тем не менее, автор примечает и то, что некоторые «сыны» пошли по стопам своих «отцов». Таков Молчалин, пытающийся добиться благосклонности хозяина дома, — Фамусова.
И Фамусов, и Молчалин — представители «века минувшего». Вследствие этого они живут по одним и тем же законам. Они очень сходны между собой. Если Фамусов привык, чтобы перед ним пресмыкались, то Молчалин считает, что добиться чего-то можно, лишь «стоя на коленях» пред хозяевами, господами. Об этом и других взглядах героев мы узнаем не только из их уст (хотя Фамусов почти все о себе рассказывает сам), но и из уст других героев. Так, Фамусова характеризует и его дочь Софья, и служанка Лиза, а вот о Молчалине мы узнаем еще также и из уст Чацкого, который ему дает меткие и яркие характеристики.
Каковы же наши герои? Какими пожелал нарисовать их автор? Итак, перед нами хозяин дома — Фамусов — представитель московского общества. Он является примером для подражания и обладает всеми достоинствами дворянина: богатством и знатностью. Как наследник своих отцов, Фамусов и живет законами «минувшего века», считая своим идеалом Максима Петровича, который «пред всеми знал почет», «на золоте едал», «езжал-то вечно цугом». Как и все фамусовское общество, он восхищается умением Максима Петровича «сгибаться в перегиб», «когда же надо дослужиться», так как именно эта способность ценится в Москве и помогает «дойти до степеней известных». Не потому ли Фамусову так нравится Молчалин?
Как и всякий дворянин, Фамусов, имеющий единственную дочь, хочет сделать ей удачную партию. Ну чем не хорош Скалозуб, например?
«Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет Фамусов Софье. И его словам вторит Лиза:
Как все московские, ваш батюшка таков
Желал бы зятя он с звездами да чинами.
Фамусову неважно, какой человек внутренне: добрый ли, хороший, благородный. Главное — богатый и знатный. И здесь же слышится голос его отцов и дедов. Но, тем не менее, Фамусов ведь отец: он желает добра дочери и не заставляет ее делать выбор прямо сейчас. Он разрешает ей подумать, хотя искренне считает, что его дочь будет счастлива лишь с богатым и знатным человеком. Героя не волнует, умен он или глуп:
И в чтенье прок-то не велик…
Ученье — вот чума, ученость — вот причина.
Он сам говорит, что знания приносят нам лишь беду; считает, что от ума лишь горе будет. И сам, следуя своим принципам, работает спустя рукава, считая это не самым главным в жизни:
Обычай мой такой:
Подписано, такс плеч долой.
Вся жизнь Фамусова и всего общества — это балы, празднества, сплетни. Им не важны люди; главное для них — чины и звания. Вся их жизнь — бессмыслица. Чем они занимаются? Да ничем. А каков распорядок дня у Фамусова?!
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели…
В четверг я зван на погребенье.
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может, в пятницу, а может, и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Смешно становится. Какова жизнь в Москве? Где смысл всего этого? Зачем нужна такая жизнь? Но, тем не менее, для Фамусова — это единственно верный путь. Он следует установленным принципам и нормам. Хотя иногда сам себе противоречит:
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен повеленьем.
А следом же идет описание его заигрывания с Лизой, что, он считает, является само собой разумеющимся, ибо она его служанка:
Вот так Фамусов! Везде успеет:
Брюзглив, неугомонен, скор.
Правильно охарактеризовала его Софья, дочь.
Вся его жизнь — неутомимый бег: на обеды, ужины, крестины; за званиями, чинами. И еще раз возникает вопрос: а в чем смысл такой жизни?
Этот же вопрос возникает и при рассмотрении образа Молчалина: «Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари; В Москву переведен — чем мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери».
Так отзывается о Молчалине Фамусов. Не очень лестное определение. А все-таки, «Молчалины блаженствуют на свете!» Наш герой живет себе преспокойненько: ухаживает за дочкой хозяина, что сулит ему выгодную партию и возможность подняться, выбраться «из грязи в князи», а за ее спиной заигрывает с Лизой:
Какое личико твое!
Как я тебя люблю!
А Лиза:
А барышню?
Он ей в ответ:
Ее
По должности, тебя…
Хитрый, скрытный. Таким рисуется Молчалин уже в любовной коллизии. А в отношениях с Чацким, скорее, даже в отношении Чацкого к нему, образ Молчалина проявляется во всей своей красе. Именно Чацкий, думается, точнее и ярче всех характеризует Молчалина:
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…
Молчалин прежде был так глуп!
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?..
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей.
Высокий идеал московских всех мужей.
Верно, все верно! Но, как бы глуп и услужлив не был Молчалин, он выживет в этом обществе, ибо умеет пресмыкаться перед теми, кто может ему помочь. В какой-то мере герой похож на Фамусова: заигрывает с Лизой, глуп, идеал московских мужей. «Сын» стал подобием своего «отца»: усвоил все го уроки и заслужил благосклонность не только со стороны хозяина дома, но и со стороны дочери:
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…
И, между прочим,
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от стариков не ступит за порог…
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных; а для других — чума…
Да этакий ли ум семейство осчастливит.
И наконец:
… уступчив, скромен, тих…
Заметим, что она перечислила все те же качества, что и Чацкий. Но если для Чацкого это отрицательные качества личности, то для Софьи — это идеальный муж, за это она его и любит. За его скромность и услужливость.
«Ведь надобно зависеть от других, В чинах мы небольших», — вторит ей сам Молчалин.
Пресмыкающееся существо — так можно охарактеризовать Молчалина. Но, тем не менее, это существо как раз и сможет выжить в этом мире, сможет всего добиться. Ибо он — порождение Фамусова, он его дитя. Молчалин понял, что выгоднее быть в союзе с «веком минувшим», нежели с «веком нынешним».
И Фамусов, и Молчалин будут спокойно властвовать в этом мире: один открыто, другой — исподтишка. И это будет продолжаться до тех пор, пока общество не поймет всю хилость старых устоев, не сможет принять новое и дать дорогу новым людям, способным изменить мир, сделать его лучше.
Так и в наше время: закоснелость старых устоев, пресмыкательство некоторых представителей бюрократического аппарата будут жить до тех пор, пока мы не поймем обязательность и необходимость преобразований, пока не осмелимся строить новый мир, мир будущего.