Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова “Горе от ума” и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя “Ревизор”



В 1824 году Александр Сергеевич Грибоедов закончил свою комедию “Горе от ума”. Написанная в эпоху подготовки “рыцарского подвига” декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряженного времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. Таким образом, противостояние главного героя Чацкого и “фамусовской Москвы” было изображением происходящих в стране процессов.
Противники Чацкого – это “свет”, высшее московское дворянство. Это “тузы”, как они гордо себя зовут, богатые и знатные вельможи. Они славятся не своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она: “Балы дает нельзя богаче”. Неким предводителем этого общества является Фамусов.
Таким образом, комедия Грибоедова описывает события перед 1825-м годом. Но вот проходит примерно 10 лет, почти эпоха, так как за это время произошло многое: восстание декабристов, период реакции, смена царя и, как следствие, режима. И выходит в свет произведение Гоголя, ставшее впоследствии бессмертным, – пьеса “Ревизор”. Эта комедия также отражает нравы общества… И что же получается?.. Ничего не изменилось! “Дома новы, но предрассудки стары”. Перед нами опять московское общество, хотя и перенесенное в глубинку, перед нами опять образы чиновников и городничих, которые служат не за совесть, а только чтобы начальство было довольно.
В этих пьесах есть образы, которые можно сравнивать, так как они являются своеобразными “лидерами” описываемых обществ – это Фамусов и Городничий. Добродушный и хлебосольный, каким он может показаться в беседе со Скалозубовым в начале пьесы, Фамусов груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен. Он заигрывает с молоденькой служанкой, хотя хвастается своим “монашеским поведением”. Он навязывает Скалозубу свою дочь самым откровенным образом:
Дай бог здоровья вам
И генеральский чин; а там
Зачем докладывать бы дальше
Речь завести о генеральше?
Городничий так же ведет себя. Он груб со своими подчиненными, не боится их обидеть (вспомним Явление 1, в котором Городничий отчитывает своих чиновников и говорит им, какие недостатки в их ведомствах необходимо исправить). Но вот появляется “ревизор” Хлестаков, и человека обходительнее, чем Антон Антонович, не сыскать во всем свете. Вот как он начинает разговор с “ревизором”: “Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений; Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить свою минуту. Моя обязанность помогать проезжающим”. Правда, он не пытвется свести свою дочь с Хлестаковым, но за него это делает жена.
А Фамусов в IV действии “Горе от ума”! Как он вершит суд и расправу, как распоряжается судьбами своих слуг! При разговоре со Скалозубом, он и слова подбирает мягкие, льстивые: “дорогой”, “батюшка”, “любезный человек”. А в IV действии? “Чурбан”, “тетеря”, “не финти”, “за святцами зевать”.
Городничий же также не боится обзывать своих подчиненных. Но самое главное, что остальной народ города, который не входит в его ведомство и ради которого он, по сути, и сидит на данной должности, для городничего только “дрянь” и “рвань”.
Вот понимание Фамусовым того, как следует ценить знакомства, родню: “…Я перед родней, где встретится, ползком; / Сыщу ее на дне морском”. А Городничий в Действии 3, Явлении 6? Напоив Хлестакова, он с ужасом выслушивает его “исповедь” о том, какие известные люди стоят в очередь на прием к “ревизору”. Городничий проникается беспредельным уважением к Хлестакову только потому, что тот знает влиятельных, блестящих людей, а не потому, что он сам интересен или достоин почитания.
Может быть, Фамусов – хороший управляющий в казенном месте? Нет. Молчалин несет на подпись деловые бумаги: в них есть противоречие и “многое не дельно”. А Фамусов?
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
И вместе с тем он убежден, что много трудится: “Нет отдыха, мечусь как словно угорелый / По должности, по службе хлопотня…”.
Таков же и Городничий. В Явлении 3, когда он узнает о том, что ревизор уже 2 недели живет в плохой гостинице, он правдиво и точно обрисовывает положение в своем городе: “Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье!” Но он также не задумывается, что все эти безобразия – это его вина. Он уверен, что делает все для своего города.
Ни Фамусова, ни Городничего по настоящему не заботит ни судьба дочерей, ни служебные дела. Они боятся в своей жизни только одного: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” (“Горе от ума”). Таким образом, в данных образах писатели обличили чинопоклонство света, недальновидность и ограниченность чиновников.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
    spacer
    Сравнительная характеристика образов Фамусова из комедии А. Грибоедова “Горе от ума” и Антона Антоновича Сквозник-Дмухановский (Городничего) из комедии Н. Гоголя “Ревизор”