Анализ стихотворения “Silentium!”

Стихотворение написано Тютчевым в Мюнхене в 1830 году. Тютчев женат, у него уже есть маленький ребенок. В 30ые годы Тютчев пишет большую часть своих самых известных стихотворений, а после публикации 16 стихотворений становится относительно известным. В это время в Европе царят хаос и страх, связанные с революцией во Франции. Это эпоха потрясений и громких лозунгов.
Стихотворение “Silentium!” – одно из самых известных, если не самое известное стихотворение Федора Тютчева. “Silentium” в переводе с латинского означает “молчание”. Уже

из названия понятно, что тема одиночества человека преобладает в стихотворении. Возможно, эта тема выбрана в качестве основной в знак протеста против революций и волнений в Европе. Но само стихотворение совершенно не о том.
Каждая из трех строф может восприниматься как отдельная часть, несущая свою определенную смысловую нагрузку. Но эти части объединены концовкой “и молчи”. Этим “молчанием” автор одновременно разделяет строфы и ставит точку в конце каждого смыслового отрывка и всего стихотворения.
Первая строфа представляет собой энергичный “старт”. В ней много утверждения и даже императива:
“Молчи, скрывайся и таи”. Важно, что в первой строке нет никакого политического смысла (а вот жил бы Тютчев на век позже, мы могли бы уверенно сказать обратное). Далее мы видим рождение и смерть мысли: “Встают и заходят оне”. Мысль погибает, если она не высказана, не понята, отвергнута. Но при этом, она не исчезает полностью, она появляется заново, может в несколько ином виде. Закольцованность в образе появляющихся и исчезающих звезд. При условии, что мысль еще не вылетела наружу, ЛГ может совершенствовать ее внутри себя: “Любуйся ими – и молчи”.
Тема молчания присутствует везде, безмолвие от начала до конца. Тут же присутствует и тема хаоса, отражающаяся в ночном свете звезд. Ночь – хаос, звезды же как части вселенной – космос, всеобъемлющая гармония.
Во второй строфе ЛГ уже не утверждает так яро свою позицию, но размышляет и тем самым аргументирует ее при помощи вопросов, на которые изначально не сможет дать ответы. Главная проблема, встающая перед ЛГ и человеком в общем: “Как сердцу высказать себя?”. Но потом возникает сомнение, поймет ли твой собеседник твою мысль. Ведь внутренний мир человека значительно богаче его внешнего проявления. Насколько точно высказывание, лишь отражающее мысль? Ведь если второй участник диалога, случайный или неслуйчайный слушатель не поймет всей тонкости мысли, он не поймет ее правильно. Отсюда “Мысль изреченная есть ложь”. Акцент делается на слове “изреченная”, потому что пока мысль “взрывает ключи” внутри человека, она истинна и энергична. Тема взрыва, всплеска, волнения – отражение как жизни самого Тютчева, который жил страстями, так и ситуации в мире. Единственное спасение – молчание.
Третья строфа – некий итог, который подводит умудренный опытом и жизнью ЛГ. В отличие от первой строфы он не “повелевает”, а дает наставление в более мягкой форме, будто юному слушателю (при этом самому Тютчеву 27 лет). Но и на вторую строфу третья не похожа, т. к. она утверждает, а не спрашивает.
Мы знаем, что Тютчев был верующим и человеком, который скорее “верил в веру”. Но эта вера означает отказ от всего, что может быть подчинено самому себе. Тут же ЛГ заявляет, что человек самодостаточен и, если можно так сказать, автономен: “Лишь жить в себе самом умей”. Это вполне можно отнести к эгоцентризму, но Федор Иванович в своей лирике неоднократно показал, что он против всего, что связано с эго. В следующей строчке опять сталкиваются хаос и космос, которые вместе образовывают человека: “Есть целый мир в душе твоей/Таинственно-волшебных дум”. Дума сама по себе не идеальна с точки зрения точности и логичности, иначе она не была бы “волшебной”. Но так же действуют и внешний мир, мысли других, действия и обстоятельства, тем самым видоизменяя оригинальную идею ЛГ: “Их оглушит наружный шум,/Дневные разгонят лучи”. И опять, нас предупреждают и наводят на мысль, что “наружное” молчание и лишь внутреннее высказывание сохранят первоначальный замысел и посыл.



spacer
Анализ стихотворения “Silentium!”