Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. “Весенние гроза”

“Люблю грозу в начале мая…”- так начинается стихотворение Тютчева “Весенняя гроза”, написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное “весенняя” привносит определенный смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему все стихотворение наполнено дыханием “настоящего, счастливого” майского дня. Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой. Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.
Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижером. Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир. Поэт подчеркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.
Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями (“первый гром”, “раскаты молодые”, “поток проворный”, “шум нагорный”), насыщена красками (“небо голубое”, “солнце нити золотит”) и звуками (“гром грохочет”, ” гремят раскаты”). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.
Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации “г” и “р” помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным. Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (” повисли перлы дождевые”, “ветреная Геба”, “громокипящий кубок”, “гром резвится и играет”), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырехстопным ямбом, облегченным пиррихием, это произведение необычайно мелодично. Легкость стихотворения достигается за счет чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчеркивает величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы (“гам лесной”, “птичий гам”, “шум нагорный”, “звуки проворного потока”) – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признается в своих чувствах: “Люблю…”.
Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам еще и еще раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать ее великую тайну.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
    spacer
    Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. “Весенние гроза”