Стихотворение «Бесы» — одно из самых известных стихотворений солнца русской поэзии. На первый взгляд оно рассказывает о путнике, попавшем во вьюгу. Из-за жуткой атмосферы ночной непогоды ему чудятся бесы, и, кажется, на этом смысл произведения заканчивается. Но мог ли столь простой сюжет пронести себя через века? Разумеется, нет. «Бесов» следует читать между строк.
Изначально стихотворение называлось «Шалость», и, возможно, было простой зарисовкой о проказах нечисти. Но события жизни поэта, отклик которых в его работах критики находили не единожды, повлияли на смысл. Вот несколько отрывков личных писем Александра Сергеевича 1830 года — года создания «Бесов», года эпидемии холеры, запершей поэта в Болдино на месяца и отложившей его брак:
«…Теща моя отлагала свадьбу… Я бесился! …»
«Я совершенно пал духом. Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы… … Я бешусь»
«…Вдруг получаю известие, что холера в Москве. Я попался в западню, как-то мне будет вырваться на волю. Страх меня пронял: в Москве!.. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 верст, ямщик мой останавливается; застава!…»
Отклик с мотивами произведения нагляден. Поэта преследовали та же жизненная необходимость и вместе с тем невозможность выбраться из западни, чувство безысходности, страха, нервное напряжение, граничащее то ли с яростью, то ли с безрассудством. Происходящее со временем «закрутило» значительно больше, чем могла бы просто «шалость», и главным в стихотворении стали эти самые бесы жизни автора, повлиявшие на название стиха.
Помимо бесов мы видим еще одно зло — вьюгу, собственно, заставившую путников остановиться и вызвавшую появлению бесов. Сама вьюга на протяжении всего произведения только «слипает очи» (в самом начале, до упоминания бесов), «злится» и «плачет» — о ней говорится всего три раза. Не дают увидеть дорогу, дуют в лицо, сбивают с ног лошадей, кружатся повсюду бесы, по сути, вьюга передается через них. Этим автор подчеркивает символичность проблемы путников — она не в погоде, она в бесах. А вьюга безОбразна, безмолвна, разве что звук плача ей присвоен, да и того в реальной, неодушевленной вьюге не услышишь, ее самой будто бы и нет, только страхи заполонили все пространство и кружат путника и ямщика.
Впрочем, читателя «кружит» еще кое-что — кольцевая композиция произведения. Начальное четверостишье повторится в середине, станет предпоследним, зацикливая историю и разделяя ее на две симметричные части. В первых четверостишьях симметрия построчна, во вторых бесы мешаются путникам, в третьих предстают перед нами во всей красе. Читатель вместе с персонажами «ходит кругами», проникаясь атмосферой вьюги.
Значение образа бесов, вьюги хорошо прослеживаются, если узнать об истории написания. Но служат ли образами дорога, путник, ямщик, колокольчик, кони или же это способ встретить нас с бесами? Путник в дороге, скорее всего, подразумевает человека на своем жизненном пути. Ямщик проводник между реальным миром и миром потусторонним, он сказал, что бес водит в поле, после чего воображение поэта заполонили образы. Ямщик в принципе выполняет функцию проводника из одной точки в другую, к тому же, дорожные песни были чуть ли не единственной точкой соприкосновения дворян с фольклором, откуда явились бесы. Колокольчик издревле служит оберегом от нечистой силы, и он впервые появляется непосредственно перед тем, как путнику становится страшно, после перестает звенеть в момент наибольшего напряжения — когда «пень иль волк», или, возможно, та самая нечистая сила показалась совсем близко в поле. Как только кони понеслись, унося от опасности, колокольчик зазвучал, оповещая о своей защите. А вот кони, видимо, не являются метафорой. «Коням, барин, тяжело», «толкает одичалого коня», «колокольчик вдруг умолк; кони стали», «вьюга злится, вьюга плачет; кони чуткие храпят» — самостоятельно кони не фигурируют. С ними что-то делают, о их звуках вспоминают в противопоставлении с вьюгой, даже останавливаются они из-за молчания колокольчика, а не наоборот. Единственный эпитет — «чуткие» — весьма распространен по отношению к коням.
Итак, стихотворение «Бесы» имеет глубокий смысл — противостояние человека жизненным трудностям в целом, не только непогоде, страх перед ними, неуверенность в своей победе. Александр Сергеевич так четко выразил свои переживания через образы, что стихотворение ценится по сей день.