Жить не по лжи — значит, жить по совести, жить так, чтобы нечего было стыдиться. Русская литература всегда призывала свою читательскую аудиторию к добру. Великая мудрость заключена в творениях народного творчества — в сказках. Жить по правде призывали и великие русские писатели: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой…
Обратимся к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Провожая на службу своего единственного сына, Петрушу Гринева, его отец дал ему свой отцовский наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Правда старшего Гринева — уверенность в том, что служить надо честно, служить не потому, что есть возможность сделать карьеру по протекции «своего» человека, а служить Родине. Именно поэтому он отправил своего сына не в Петербург (там бы Петруша жил неправедной жизнью столичного военного — пил, играл в карты, прожигал свою жизнь), а в Белогорскую крепость, в глушь, «потянуть лямку», набраться опыта.
Петруша свято блюдет заветы своего отца, живет он по правде. Правда Петра Гринева — быть преданным присяге, отечеству, не замарать свою честь предательством, малодушием. Он отказывается переступить свои твердые моральные принципы. Дилемма (жизнь или честь) для него имеет только одно решение: честь — важнее. Дать присягу самозванцу Пугачеву, сохранив этим самым себе жизнь, а потом жить во лжи, играя лживую роль патриота, в страхе перед разоблачением, — против убеждений Гринева.
Если Швабрин, спасая свою шкуру, дает присягу самозванцу Пугачеву, забыв о чести офицера, то Гринев предпочитает казнь столь лютому унижению. И только счастливое стечение обстоятельств спасло его жизнь. Впрочем, почему счастливое стечение обстоятельств? Ведь Пугачев помиловал Гринева, памятуя о добром поступке Петра Андреевича, подарившего ему не так давно теплый тулуп и полтину на водку.
У Пугачева тоже есть своя правда, основанная на добре. Вспомним мудрые народные изречения, по которым живет самозванец: «Долг платежом красен», «Сироток обижать грешно». И Пугачев придерживается этих принципов: платит добром за добро Гринева, суров со Швабриным, посмевшим обижать сироту Машу. «Кто посмел обижать сироту?»- гневно восклицает Пугачев. Казнить человека, сделавшего ему добро, позволить обижать беззащитную сироту означает для героя жить во лжи, противоречащей народной правде.
Именно твердые моральные принципы, нежелание и неумение жить во лжи заставили молодую, красивую женщину Катерину Кабанову уйти из жизни, бросившись с обрыва в Волгу.
Сестра мужа, Варвара, пытается убедить Катерину, что надо жить проще, «лишь бы все шито-крыто было»… Катерина, не выдержав гнета домашней тюрьмы, где царствует жестокая Кабаниха и томится, подобно ей, слабовольный муж Тихон, забывший о том, что он — муж, мужчина, — бросается в объятия Бориса. Ей хочется ласки, любви, опоры, сильного чувства… И не ее вина, что Борис оказался слабым и безвольным человеком.
Катерина — женщина, которая искренне верит в Бога. Семья, семейные ценности, верность мужу — все это для нее святые понятия, имеющие самое прямое отношение к христианству, христианским догмам с их идеей добра, серьезным отношения к институту брака, верности. Катерина не может жить с грехом, который она совершила, изменив данному перед Богом обету быть верной мужу, семейным обязанностям.
Правда Катерины — верить в Бога, иметь чистую совесть, свято хранить верность семье, мужу, радоваться простым вещам (Катерина с тоской вспоминает, как счастлива она была в родном доме, когда гуляла по саду, ухаживала за цветами, ходила в церковь, беседовала с богомолками — странницами), любить близких — несовместима с ее грехом, преступлением, с ее любовью к человеку, с которым она не венчана в церкви. Поэтому Катерина предпочла смерть.
Остаться жить в этом страшном доме-тюрьме, где «все как будто из-под палки», обманывать мужа, жить с осознанием своей греховности, моральной нечистоплотности, то есть, жить во лжи — это не для чистой души Катерины…
Хочется поговорить еще об одной правде, которую защищает герой «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова купец Степан Парамонович Калашников. Опричник Кирибеевич, воспользовавшись своим привилегированным положением, «опозорил, осрамил» в церкви венчанную женщину…
Купец Калашников, муж Алены Дмитриевны, воспринимает это как страшный позор, оскорбление, как попирание божеских законов, утверждавших святость любви и брака. Церемония венчания наполнена для него глубочайшим смыслом. «Не на то пред святыми иконами мы с тобой, жена, обручалися»- говорит он. Степан Парамонович отомстил за честь своей жены, своей семьи.
Гораздо проще Степану Парамоновичу было бы затаить в себе свою боль, обиду, не рисковать своим благополучием, поскольку обидчик его — человек, близкий царю, человек, пользующийся милостью, расположением государя… Степана Парамоновича не остановило это обстоятельство, не испугало, что он может поплатиться за свое мужество, за свое желание отстоять народную правду. Жить с этим оскорблением, с осознанием того, что попрана честь, жить во лжи — это не для Степана Парамоновича…
Герой Лермонтова поплатился за этот мужественный поступок свой жизнью… Когда царь — батюшка, Иван Грозный, спросил Калашникова, » за что про что» он убил его «верного слугу Кирибеевича», Калашников не рассказал Ивану Васильевичу, что это была единственная возможность защитить честь семьи… Он предпочел казнь.
Жить не во лжи — значит жить по правде. Конечно, каждый из героев (Гринев, Катерина, Калашников) защищает свою правду, но есть у них и что-то общее — стремление иметь чистую совесть.