Культура здесь совершенно потрясающая… Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой… над переживаниями самых различных людей…
А. Луначарский
Существует распространенное мнение, что роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина» труден для восприятия. Это, несомненно, верно, ибо, как всякое необычайно многогранное и подлинно глубокое художественное произведение, оно не только духовно обогащает читателя, но и требует от него определенной эрудиции, высокой культуры, большой интеллектуальной активности. В «Жизни Клима Самгина» нашло отражение почти все, что характеризовало историческую и духовную жизнь России конца XIX — начала XX в. Летопись знаменательных событий начинается в «Жизни Клима Самгина» с отчаянной борьбы героической горстки революционеров-народовольцев против бездушного механизма самодержавия.
Образ Самгина имеет огромное национальное и мировое значение. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Горький поставил его свидетелем целой эпохи русской общественной жизни. Автор нарисовал сложный, емкий и психологически тонкий портрет Клима Самгина. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Литературный портрет — это не только описание внешности персонажа, но и показ его внутреннего мира, его души. Самгин — это основной массив русской буржуазной интеллигенции конца XIX — начала XX в. Все оттенки ее психологии, все ее колебания, блуждания и тайные вожделения запечатлены в его образе. Психологический портрет получил широкое распространение в реализме XIX в. Таким образом, в каждом литературном произведении литературный портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет один из моментов его художественного своеобразия.
Самгин — это образ, в котором нашли наиболее полное и глубокое выражение все наблюдения Горького над русской буржуазной интеллигенцией.
Его жизненное предназначение — быть не участником, а наблюдателем «со стороны». К Самгину Горький относится не только отрицательно, но и с несомненной иронией. Критическое, отрицательное отношение автора к своему герою не находит резких проявлений, а обычно чувствуется «как подтекст». Жизнь Клима Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться.
Смысл горьковской эпопеи не может быть полностью раскрыт без уяснения ее композиционной структуры. Клим Самгин дан Горьким в окружении множества персонажей, рассеянных по страницам четырехтомной эпопеи.
Но они не «действующие лица» в обычном смысле слова, с особыми сюжетными функциями; это «голоса эпохи», воссоздающие картину духовной, общественной, политической жизни России. Однако сюжетно не связанные персонажи в то же время внутренне объединены в стройную систему образов, подчиненных общему идейному замыслу произведения.
С рядом персонажей Самгин перекликается идеологически. Его взгляды дополняются чужими устами. И психологически он то и дело, порою к собственному удивлению, ощущает свое родство с самыми различными лицами. Он испытывает к ним своеобразное тяготение, зачастую смешанное с раздражением или обидой, то оскорбляясь унизительным сходством, то завидуя опередившим его. Самгин окружен своими подобиями, неполными отражениями. Идеологически — они договаривали недосказанное им; практически — доделывали недоделанное. Самгин характеризуется половинчатостью, отсутствием смелости, отчетливости, он человек полумужества, полумысли, полудействия.
Роман «Жизнь Клима Самгина» — это не только историческая хроника. С первых же страниц романа ощущается философская направленность произведения. В ходе работы над романом Горький писал: «На всем протяжении романа показываю, как формируются большевистские идеи». В произведении выступают представители различных классов, сословий, партий, течений. Сталкиваются различные теории, идеи, взгляды. «Жизнь Клима Самгина» — роман идеологический, насыщенный атмосферой высочайшей интеллектуальности. Его можно назвать образцом социально-философского и социально-бытового романа.