«Вишневый сад», несомненно, одна из лучших пьес А. П. Чехова. Здесь затронуты важные философские проблемы — мучительной гибели старого, прихода ему на смену нового, непонятного, угрожающего.
Автор показывает драму русской жизни конца 19 века: вишневый сад, который является символом помещичьей России, попадает в руки предприимчивого купца. Так Чехов пытается понять и проанализировать переход от старых дворянских отношений к новым, капиталистическим.
Главным «капиталистом» в пьесе выступает купец Ермолай Лопахин. Именно с его выхода и начинается произведение. В первом действии пьесы присутствует ремарка, отчетливо характеризующая героя: «…Лопахин с книгой в руке». Эта мелочь очень показательна: пусть этот герой — купец, но он образован и начитан.
Важно, что купцы у Чехова изображаются по-новому. В этих героях появляется нечто, отличающее их от купцов у других писателей, в частности, от героев Островского. Лопахин — грамотный, любящий литературу, интересующийся не только «куплей — продажей», человек. Корни у него — «мужицкие», и он сам говорит об этом: «Отец мой, правда, мужик был. А я…только что вот богатый, денег много, а ежели…разобраться, то мужик мужиком».
У Лопахина много воспоминаний связано с усадьбой Раневской, с ее хозяевами. Так, например, он говорит: «я был мальчиком лет пятнадцати, отец мой покойный ударил меня…, кровь пошла из носу. Любовь Андреевна…подвела к рукомойнику… Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет».
Мы видим, что у этого героя сохранились хорошие воспоминания о Раневской. Поэтому и сейчас, в момент кризиса, он жалеет ее, жалеет усадьбу. Но, с другой стороны, теперь пришел черед Раневской плакать, а Лопахину, находящемуся в выгодном положении, жалеть и утешать ее.
Вообще, все действие пьесы строиться на взаимоотношениях Лопахина и Раневской: она продает имение, он покупает. И в это основное действие вплетается множество других. Мы видим Лопахина в пьесе практически самой весомой фигурой. Именно он проявляет хоть какую-то деятельность, когда все остальные не могут себя ничем занять.
Ермолай Лопахин — образ нарождающегося дельца, у которого дела, прибыль на первом месте: «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать. Такая досада! Хотелось поглядеть на вас, поговорить». И тут же, с ходу, он ошарашивает только приехавших, усталых людей новостью, что имение и сад продается. И уже предлагает свой «проект» по спасению усадьбы. Все это Лопахин делает из лучших побуждений: он хочет помочь Раневской сохранить сад, даже в ущерб себе.
Герой предлагает реальный выход из положения. Но его не понимают, да и не хотят понять: пусть сад погибает, только не от рук хозяев. А ведь Лопахин просит, даже умоляет Раневскую решиться сдавать вишневый сад в аренду.
Ум персонажа настроен практически. Он видит, каким образом сад будет приносить доход, и совсем не понимает отказа Раневской: «Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту…никто не покупает».
В конце концов, Лопахин сам покупает сад и имение. Он не может скрыть своей радости по этому поводу: «Я купил! Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Но, в то же время, Лопахин утешает Любовь Андреевну: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь».
Ясно, что сожалеть о случившемся может только человек, в котором еще живут человеческие чувства. Но Лопахин — сложная натура. Его драма объясняется конфликтом между личными, душевными качествами, чертами характера и его социальной ролью. На мой взгляд, это состояния, исключающие друг друга. Поэтому, мечтая спасти вишневый сад, Лопахин сам же и губит его. Неслучайно, что после известия о покупке имения в саду уже раздается стук топора.
Лопахин сам ощущает свою раздвоенность, поэтому очень знаменательны его слова, произнесенные в момент торжества: «О, поскорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». К тому же, проект героя, который должен принести ему прибыль, — еще только теория. Неизвестно, что получится у него на практике. Поэтому Лопахин ощущает неуверенность, шаткость своего положения «нового» хозяина усадьбы. И эта неуверенность в своем положении делает его преходящим героем. Мне кажется, это отражает эпизодичность, кратковременность «лопахиных» в истории.
Лопахин, по своей сути, не злодей. Именно он сменяет отживающее дворянство. Этому герою нужно соответствовать «новому» образу жизни. Поэтому он не делает предложения Варе — ему не нужна экономка или ключница. Лопахину нужна хозяйка, которая могла бы блистать в обществе, а Варя на эту роль не годится.
Итак, мы видим, что Лопахин — сложная, противоречивая натура. Он и хищный зверь, и человек». Но для Чехова важно было показать этот образ именно таким. Автор хотел, чтобы в этом герое разглядели не только нарождающегося буржуа — дельца, но и человека с душой, умеющего ценить красоту и доброту.