Когда взрослые вырастают, они почему-то забывают, что сами были детьми несколько десятков лет назад. Маленький принц из одноименного произведения А. де Сент-Экзюпери был способен увидеть барашка в нарисованном ящике, а практически все взрослые — не способны. Для меня самая большая загадка в жизни: как люди в детстве видят мир одним, а вырастая — совершенно другим? Но есть среди «взрослых» такие, которые навсегда остаются детьми. Неважно, сколько лет прожито, сколько книг прочитано, сколько дорог пройдено, — они смотрят на мир детскими глазами, понимают ребячий характер лучше, чем любой профессиональный «взрослый» психолог. Одним из таких редких людей был Антон Павлович Чехов, который не только понимал детей, но и создавал в своих рассказах замечательные детские образы. Я прочитала три его произведения: «Ванька», «Спать хочется!» и «Мальчики». Главными героями этих рассказов являются обычные дети. Они непосредственны, наивны, чутки — не то что взрослые…
Жизнь Ваньки из одноименного рассказа не похожа на детскую. Девятилетний мальчик, сирота, живет у сапожника, работает, не покладая рук. Мы видим его в рождественскую ночь, когда Ванька пишет письмо дедушке. В этом письме он рассказывает о своей жизни, о том, как ему плохо и одиноко в доме у сапожника. Все, что у него есть, — мечта о переезде к дедушке в деревню. Ваньку часто бьют, ругают: «Подмастерья надо мной насмехаются, …. а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. … А спать мне велят в сенях».
На долю мальчика выпали испытания, которые взрослого человека быстро сделали бы злым и жестоким. А у Ваньки нет ни одного оскорбительного слова в адрес хозяев! Он со сладкой тоской вспоминает Рождество с дедушкой, маму, добрую барыню Ольгу Игнатьевну, Каштанку и Вьюна… Он мечтает о Москве, в которой все есть, и где много добрых людей.
Ванька еще не понимает, что такое несправедливость, он ни на что не жалуется и никого не обвиняет. Он еще открыт и чуток ко всему миру и ждет от окружающих понимания и добра. Испытывая унижения и получая «выволочки» от хозяев, этот мальчик не держит зла на них, не ругается, а просто рассказывает факты любимому дедушке. Большую часть рассказа занимает описание деревни, той жизни, в которую хочет попасть Ванька. Несмотря ни на что, он мечтает!
Такова детская душа, дети умеют жить мечтой! Мальчик не знает, что письмо никогда не придет «В деревню дедушке, Константину Макарычу» — так он подписал конверт. Герой не понимает, что никто из окружающих не любит его, и никому он не нужен в этом мире.
Взрослый человек в такой ситуации либо сошел бы с ума от безнадежности, либо, стиснув зубы и обозлившись на весь мир, начал пробивать себе дорогу. А Ваньке, ребенку, достаточно мечты и надежды! Когда безоговорочно во что-то веришь, проще переносишь невзгоды. Душа Ваньки наивна и чиста, добра и открыта всему миру, и очень жаль, что миру взрослых его доброта безразлична…
Так же, как и Ванька, безразлична для окружающих судьба героини рассказа «Спать хочется». Тринадцатилетняя девочка вынуждена работать круглосуточно: топить печь, стирать белье, чистить картошку, ходить за пивом по поручению хозяев, баюкать ребенка и выполнять еще много разных заданий. В жизни Вареньки никогда не было ничего хорошего. Она вспоминает смерть отца, грязную дорогу, мать, просящую милостыню на шоссе… Единственное, о чем мечтает девочка, — отдохнуть, немного поспать, прилечь, забыть в объятиях сна обо всех делах и проблемах.
Говорят, что детство — самое важный период человеческой жизни. Именно в это время закладываются понятия добра и зла, формируется характер, система ценностей и мировоззрение. Как человек прожил первые годы, так, скорее всего, он будет жить и дальше. А что было в жизни Вареньки? Нищета, унижение, смерть, грязь, унизительное и жестокое отношение хозяев. Мать Пелагея не смогла уберечь дочку от всего этого, так как сама раньше времени устала от жизни. Когда Варя вспоминает о смерти отца, мы не видим в этих воспоминаниях сожаления или грусти, все обыденно и монотонно. Девочка никогда не смеялась и не плакала, не испытывала обычных человеческих эмоций, у нее не было друзей и врагов. Она никогда не радовалась рассвету и не гуляла под луной, не наслаждалась молодой зеленой травой и прохладой речной воды, никогда ни с кем не разговаривала «по душам» и никого не любила. Вся ее жизнь — чередующиеся работы по дому. И одно желание — спать.
Мир взрослых настолько изуродовал мир детской души, что для Вареньки убить ребенка — то же самое, что почистить картошку. И то, и другое мешает спать. Взрослые показали девочке пример безразличия к детям, и девочка по-своему восприняла этот урок, задушив кричащего младенца. А почему она не может, если взрослые, всю жизнь отдающие ей приказания, могут? Такова детская душа — восприимчивая и способная на высшую жестокость. Неосознанное убийство, совершенное руками тринадцатилетней девочки, — горький упрек в сторону безразличных взрослых.
Варенька лишилась детства из-за слишком суровой реальности. А героями рассказа «Мальчики» слишком овладела иная реальность — манящая приключениями и опасностями, золотыми приисками и гудками пароходов. Два друга-гимназиста, начитавшись книг Майн Рида, мечтали уехать в Америку, драться с дикими тиграми, самим добывать себе пищу. Они даже разработали план побега: что с собой взять и через какие города ехать. Идея мальчиков закончилась неудачно — реальная жизнь все-таки взяла верх над мечтами. Но не это главное.
Очень часто взрослые, даже если очень сильно хотят, не делают ничего для достижения цели. Им мешает одно, другое, третье. Они не уверены в своих силах, долго взвешивают «за» и «против» или просто ленятся. Сколько людей в детстве мечтают о великих поступках, о чем-то глобальном! Хотя достичь чего-то великого удается немногим, и эти немногие становятся известными людьми. И все завидуют им, хотя эти «герои» всего лишь осуществили детскую мечту! Я уверена, что Чечевицын, если бы вырос, осуществил свою задумку и съездил бы в страну, полную опасностей и приключений.
Дети мечтают по-разному. Одним достаточно лелеять в воображении образ идеального будущего, другим же этого мало, они смело рвутся в бой! Чечевицын именно такой, слепо верящий в свою мечту.
Чехов показывает читателю окружающий мир глазами ребенка. Этот мир реалистичен, зачастую жесток, но дети воспринимают его с присущей им добротой и открытостью. После этих рассказов начинаешь по-другому смотреть на тех, кто младше тебя, осознаешь ответственность за каждое сказанное им слово. Дети с жадностью ловят каждый момент жизни, они не ждут от окружающих зла и желают другим самого лучшего — и в этом их уязвимость. Ребенка легко сделать счастливым, намного легче, чем взрослого, но его легко ранить. Мы часто замечаем детские слезы, хотя надо бы чаще обращать внимание на то, куда смотрят широко открытые глаза ребенка. Если его взгляд восторженно направлен в небо, на звезды — значит, нужно смотреть туда вместе с ним и наслаждаться каждым моментом. Если же глаза «потухли» и ищут поддержки — нужно дать ребенку руку и поговорить с ним о чем-нибудь хорошем.
Хотя рассказы Чехова называются детскими, их должны чаще читать не дети, а взрослые, чтобы не забывать о том, что они тоже когда-то были маленькими.