Тема “футлярности” в рассказах Чехова

В своих рассказах А. П. Чехов описывает явление, ставшее повсеместным в его эпоху, – “футлярность” жизни большинства людей, всеобщий застой и нежелание развиваться. Все герои его рассказов живут праздной, скучной и однообразной жизнью и не могут (или не пытаются) что-то вокруг себя изменить.
В произведении “Человек в футляре” описан собирательный образ всех ограниченных, боящихся любых проявлений жизни людей. Это образ Беликова, учителя греческого языка в гимназии: “У этого человека наблюдалось постоянное непреодолимое

стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который… защитил бы его от внешних влияний”. Своей мелочностью, вечным страхом “как бы чего не вышло”, привязанностью к формулярам и ненужным правилам он давил на всех остальных, и те, поддаваясь его влиянию, тоже начинали бояться всего на свете.
В рассказе “Крыжовник” Иван Иваныч рассказывает о своем брате Николае, который всю жизнь желал только одного – иметь собственную усадьбу. А символом благополучия для него почему-то был крыжовник, который он мечтал посадить на приобретенной земле. Чем ближе он был к вожделенной цели, тем меньше он становился
похож на человека и все больше – на свинью. Николай “постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло”. Он словно был слеп или до крайности близорук: ничего не видел вокруг себя, не замечал окружающего мира. Таков был его футляр – клочок земли и несколько кустов крыжовника.
Рассказ “О любви” ведется от имени помещика Алехина. Он рассказывает о женщине, к которой в течение многих лет испытывал глубокие чувства. Его возлюбленная, Анна Алексеевна, к моменту их встречи уже была замужем и имела ребенка. Чем чаще Алехин бывал в ее доме, тем больше привязывался к ней и ее семье. Анна Алексеевна испытывала к нему те же чувства: “Я всякий раз по ее глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что еще с утра у нее было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду”. Но они не могли открыто заявить о своей любви и быть вместе, потому что для этого нужно было разрушить ее семью, сделать несчастными детей Анны и оставленного мужа. Алехину казалось невероятным, что эта его “тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни… всего этого дома”, где его так любили и где ему так верили.
В этом рассказе показан футляр другого рода, настоящий, практически неразрушимый, из которого труднее всего найти выход, – это общественная мораль. Если бы Анна осмелилась уйти из семьи, не ждала бы ее участь героини совсем иного произведения – Анны Карениной? Не была бы она лишена шанса видеть своих детей? Как быстро угасла бы ее любовь к Алехину, померкнув в черноте горя, отчаяния и всеобщего осуждения? Прежде чем осудить героев произведения за нерешительность, следует, прежде всего, ответить на эти вопросы.
В этих трех рассказах Чехов вполне раскрыл то, что хотел показать читателям, – ужасную безнадежность, которой была пронизана окружавшая его действительность, обозначив ее одним точным словом – “футлярность”. Можно привести в пример и другие его произведения, посвященные той же теме: “Палата №6”, “Ионыч”, “Вишневый сад”, “Попрыгунья”, “Дом с мезонином” – но основной вывод от этого не изменится: герои словно застряли в вязкой паутине безделья, невежества, равнодушия или общественных предрассудков. Трудно представить себе, чтобы хоть кто-то из них смог (или даже попытался) найти выход из сложившейся ситуации. Именно это хотел показать Чехов в своих произведениях – футляры “всех форм, цветов и размеров”.



spacer
Тема “футлярности” в рассказах Чехова