Анализ рассказа А. П. Чехова “Попрыгунья”

Сюжет рассказа “Попрыгунья” (1892) построен так, что вначале ничто не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, вышедшая замуж за доктора Дымова, окружена талантливыми людьми: это актер драматического театра, певец из оперы, литератор, музыкант, помещик, несколько художников, среди которых и молодой красавец Рябовский. Все за ней ухаживают, учат своему искусству, и Ольга Ивановна увлечена ими. “Среди этой артистической, свободной и избалованной судьбой компании, правда, деликатной и скромной, Дымов казался чужим, лишним и маленьким,

хотя был высок ростом и широк в плечах”. Гоняясь всю жизнь за знаменитостями и собирая их у себя в доме, Ольга Ивановна не разглядела замечательного таланта самоотверженной души своего мужа. Когда он, заразившись дифтеритом от больного ребенка, умирает и товарищи врачи говорят о нем как о редком, замечательном человеке, Ольга Ивановна сожалеет, что “прозевала знаменитость”. Дымов изображен мягким, интеллигентным человеком, любящим свою жену. Но, видя вокруг себя, в своем доме эту духовно ограниченную компанию, он не может, в силу своих понятий о культуре, выразить недовольство, не сопротивляется, мирится с бесцеремонностью
жены. Даже когда стало ясно, что жена изменяет ему, он не решается объясниться, надеясь, что ужасная драма разрешится сама собой. В пору этих тяжелых переживаний Дымов умирает.
Особенности стиля. В рассказе “Попрыгунья” отчетливо выразился художественный стиль, которым овладел Чехов к концу 80-х-началу 90-х годов. Авторская ирония проглядывает в том, как сочетаются и соотносятся детали картины, отбору которых писатель придает важное значение. На своей свадьбе Ольга Ивановна как бы демонстрирует мужа своим знаменитым друзьям: “Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть,- говорила она, кивая на мужа и как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека “.
Здесь же она, “хватая за руку” собеседника, повторяя “слушайте, слушайте”, рассказывает, как “Дымов врезался по самые уши”, а она “всю ночь проплакала и сама влюбилась адски”. Грубая, примитивная лексика выдает Ольгу Ивановну с головой. Она не стыдится говорить чужим людям о своих отношениях с мужем.
Детали поведения и речь рисуют человека поверхностного, легкомысленного, невоспитанного. Чехов не оставляет у читателя никаких сомнений насчет характера и нравственных качеств Ольги Ивановны. Тут же, на свадьбе, она еще раз демонстрирует мужа, как экспонат: “Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье? Теперь его лицо обращено к нам в три четверти, плохо освещено, но когда он обернется, вы посмотрите на его лоб. Рябовский, что вы скажете об этом лбе? Дымов, мы о тебе говорим!- крикнула она мужу.- Иди сюда. Протяни свою честную руку Рябовскому… Вот так. Будьте друзьями “.



spacer
Анализ рассказа А. П. Чехова “Попрыгунья”