Литературные критики считают, что произведения о Великой Отечественной войне создавались потому, что писатели «Хотели понять, в чем сила народа, хотели из человеческих судеб извлечь духовное знание, которое нам необходимо, чтобы ответить на вечные вопросы: «Что такое добро и зло? Что такое достоинство?» Мне кажется, что большинство романов о войне подтверждают эту мысль.
Так, например, главный герой повести К. Воробьева «Это мы, господи!» Сергей Костров — молодой лейтенант, в первый же год войны попавший в немецкий плен. Его судьбу в эти годы можно описать как «путь к свободе», путь к возвращению собственного достоинства.
В плену, почти сразу же, Сергей твердо решил бежать, бежать, чтобы остаться в живых. То, что творили фашисты с советскими пленными, невозможно описать никакими словами. Немцы стремились превратить русских в безликие существа, способные только бездумно работать, а после умереть от истощения и страшных болезней, не доставляя фрицам особых хлопот. На первый взгляд, это им удавалось. Многие сотни тысяч русских пленных полегли, так и не дождавшись исполнения своей мечты — наесться досыта вареной картошки.
Кострову тоже было очень тяжело. Он, наравне с остальными, переносил все издевательства фашистов, но в глубине души не оставлял надежду убежать, добраться до родины.
Первый побег Кострова, спонтанный, окончился неудачей. Немцы почти тут же поймали героя и его, совсем юного, сообщника — восемнадцатилетнего Ванюшу. Но этот совместный героический поступок сделал двух людей друзьями, сблизив их на почве несгибаемого стремления к свободе. Долго искали они возможности снова повторить попытку побега, и снова нашли ее. Уже на ходу летящего поезда Ванюшка и Костров выпрыгивают в окно, открывая путь для побега и другим, — кто хочет и кто может это сделать.
Во время побега, в экстремальной ситуации, проявляются все лучшие качества главного героя: целеустремленность, твердость, решительность, забота не только о себе, но и о других.
После второго побега, очнувшись и вспомнив, что он пленный, герой изо всех сил старается спрятаться, скрыться в кустах, уйти подальше от места побега. Сделав последний рывок, Костров понимает, что израсходовал все силы. У него наступает депрессия, отчаяние, страх, безразличие. Но это была лишь минутная слабость. В голове у него бьется лишь одно: «Я должен идти». Инстинкт жизни, сила воли, молодость берут свое.
Вместе с Ванюшкой пробирается Сергей к своим. Снова в этих людях зажглась надежда, удесятерились силы — скоро, совсем скоро они будут дома. Но эйфория постепенно сменяется ужасом отчаяния. Сергей собственноручно поджигает дом, где находится связанный полицаями Ваня. Далее Костров пробирается уже в одиночку. Бывали минуты, когда не хотелось бороться, не хотелось дышать, когда было все равно, жизнь или смерть. Но жажда жизни превозмогала все.
Однако и второй побег закончился для Сергея пребыванием в тюрьме гестапо. Героя поймали литовские полицейские и сдали немцам. Но и здесь, испытав на себе все ужасы допроса гестаповцев, Сергей не сдается. В очередной раз он начал вместе с сообщниками разрабатывать план побега. Но и этот план сорвался. Сергей остался в лагере, его сковали и поместили в камеру смертников. Лишь в последний момент Кострова и двоих его товарищей по несчастью переводят в Шауляйскую тюрьму.
Заканчивается повесть (вернее, ее первая часть) настойчивыми мыслями героя: «Бежать, бежать, бежать…» Костров снова ищет возможность и надежного друга, чтобы совершить побег, а до конца войны остается еще два года…
Герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» также является выразителем русского характера, сильного, гордого, свободного.
Уже в самом начале войны Андрей Соколов был дважды ранен, контужен и попал в плен. Но стойкость характера и душевную силу проявил он и здесь. Главный герой убивает предателя, который был готов выдать взводного командира, пытался бежать из плена, хотя и неудачно.
Особое место занимает своеобразный поединок Соколова с Мюллером. Комендант концлагеря вызывает Соколова к себе на допрос. Герой идет туда, думая, что ему грозит расстрел. Но, несмотря на невероятную близость смерти, Соколов ведет себя очень достойно.
Автор указывает, что герою захотелось «им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давится ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И это Соколову удалось в полной мере. Своей стойкостью обычный русский солдат поразил Мюллера.
Выбравшись из плена, герой узнает о гибели жены и дочерей, но даже смерть близких не ожесточила его. Война отняла у Соколова все, только чувства собственного достоинства не смогла лишить.
Воспеванию характера русского человека посвящены и такие произведения, как «Сашка» В. Кондратьева, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Сотников» В. Быкова и многие другие.
Разгадку победы русских в войне писатели видели в национальном характере, который позволил советскому народу не только выиграть эту страшную войну, но и сохранить себя как нацию и помочь другим народам сделать то же самое.