Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”

Поэма Анны Ахматовой “Реквием” была написана в страшные для нашей страны годы – с 1935 по 1940. В этот период неслыханные вещи происходили в Советском Союзе: шел великий и неоправданный геноцид собственного народа. Миллионы томились в застенках, многие были объявлены врагами народа без объективных причин. Несправедливость, унижения и смерть воцарились на русской земле.
Произведение носит название “Реквием” не случайно. Реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что это – надгробное

слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. Это действительно погребальная песнь по усопшим и замученным в сталинских лагерях.
Великая русская поэтесса рассказала в своей поэме о вещах, рассказывать о которых принято не было. В самом начале произведения в прозаическом куске “Вместо предисловия” Ахматова вспоминает, как в одной из тюремных очередей ее спросили, может ли она описать все, что происходило. И тогда она ответила: “Могу”. Это “могу” прозвучало
как обещание, которое вопреки всему Ахматова исполнила. И пусть потом она навлекла на свою голову страшное постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, фактически запрещавшее печатать Ахматову, тем самым, лишив ее средств к существованию. Не это главное. Главное то, что в самый страшный час Анна Андреевна была со своим народом:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был.
В основу произведения лег факт из биографии самого автора: сын Анны Ахматовой Лев Гумилев семнадцать месяцев провел в застенках. Таким образом, поэтесса рассказывает нам о личном горе, о горе своей семьи, но она использует свой частный случай для того, чтобы выйти на высокий уровень обобщения, чтобы рассказать нам о горе всего народа.
В стихотворении “Посвящение”, начинающем поэму, впервые появляется мотив народного горя: “Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река”. Здесь автор использует личное местоимение “мы”, а также глаголы в первом лице множественного числа ( подымались, шли, встречались), тем самым объединяя всех тех, кто стоял в тюремных очередях. В части первой общая трагедия переходит в личный план, лирическая героиня говорит о своих собственных переживаниях (“За тобой, как на выносе, шла”), но тут же возникает образ стрелецкой женки, который с одной стороны подчеркивает тяжесть конкретного страдания, а с другой – помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины. Во второй части действие внезапно перемещается на Дон, где мы видим больную и одинокую женщину, у нее “муж в могиле, сын в тюрьме”. Такой прием помогает создать картину воистину вселенского размаха горя: даже на далеком Дону есть жертвы страшного террора.
В эпилоге личное горе героини окончательно выходит на уровень народного горя:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод. И в июльский зной
Под красною, ослепшею стеною.
Поэтесса берет на себя ответственность рассказать всем о трагедии: “…мой измученный рот, /Которым кричит стомильонный народ”. И право говорить от имени народа у Ахматовой есть, ведь она была одной из тех, кто слышал “лишь ключей постылый скрежет // Да шаги тяжелые солдат”, она стояла “как трехсотая, с передачею, // Под Крестами…”.
В “Реквиеме” Ахматова размышляет обо всей Руси, которая безвинно корчилась в страданиях, и о каждой их своих “невольных подруг” по несчастью, которые седели и старились в бесконечных очередях.
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Даже в новом горе и накануне смерти не забудет она о них. Поэтесса взывает к нашей памяти, памяти своих современников и будущих поколений. Она просит помнить о жертвах, так как самое страшное – это “забыть громыхание черных марусь, //Забыть, как постылая хлопала дверь, // И выла старуха, как раненый зверь”. А чтобы память о трагедии жила в народном сердце Ахматова просит свой памятник, если “когда-нибудь в этой стране” его задумают воздвигнуть, поместить не у моря, где родилась, не в царскосельском саду, где подружилась с музой, а у той страшной стены, где стояла она триста часов.
Поэма Анны Ахматовой “Реквием” – это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который базируется на крови, страданиях, унижениях, как отдельной личности, так и целого народа. Это произведение не просто заупокойная песнь, а предупреждение нам. Именно сегодня, когда осуществляются попытки оправдать действия советского правительства по отношению к своим гражданам, когда стала очевидна тенденция к приуменьшению размахов сталинских репрессий, поэма Анны Ахматовой звучит как нельзя более актуально. Потому что, говоря о народной трагедии, поэтесса призывает только к одному: “Не забыть!”



spacer
Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”