Никто не забыт, ничто не забыто…
Тема ответственности и памяти получила особое значение в наше время. Возникают тенденции оставить прошлое за бортом истории, жить только настоящим, не отягощая себя традициями и событиями ушедших времен.
Эти тенденции губительны для нас. Они разрывают связь времен и поколений. Всей душой им противился А. Твардовский, познавший все тяготы Великой Отечественной войны.
Одна из ведущих тем его творчества — тема памяти и ответственности. Поэт доказывает, что предательство своей памяти — настоящее преступление. Ныне живущие люди не в праве забывать тех, кто отдал жизни на полях сражения во имя других. Стихотворения А. Твардовского о памяти павших пронзительны, трагичны, глубоки. В стихотворении «Я убит подо Ржевом» повествование ведется от лица погибшего воина, который обращается к тем, кто смог выжить. Воин напоминает о том, чтобы они помнили мертвых.
Хотя А. Твардовский использует прием условности, рассказ погибшего воина поражает своей точностью и правдивостью. Создается чувство, что мы слышим голос, призыв:
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — все это, живые
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,-
Вы должны его знать.
Необычным было, что реальное повествование сочетается с фантастическим. Если вначале указывается место, где служил солдат, рота («Я убит подо Ржевом,/ В безымянном болоте,/ В пятой роте, на левом…), то позже эти реальные очертания исчезают. Конкретный рассказ получает философское звучание.
А. Твардовский использует символику. Если вначале образ матери предстает в конкретном плане, то позже он символизирует Россию. Меняется смысловое наполнение слова «брат». Вначале это указание на родство, затем возникает прообраз побратимов, затем символ духовного родства. В этой связи стихотворение приобретает характер обращения умерших к живым.
Год спустя А. Твардовский напишет стихотворение «Жестокая память». Здесь тема войны получает новый аспект освещения — тему памяти. Вначале дана картина мирной жизни, утренней природы. Но в то же время лирический герой не может сполна наслаждаться этой красотой, потому что военные события (разрывы бомб, грохот орудий) напоминают о себе:
И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.
У А. Твардовского тема памяти перекликается с темой ответственности человека за все происходящее. В середине 60-ых годов он создает небольшое стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Внешне оно напоминает страницу из дневника. Строчки построены неказисто, просто. Здесь нет сложных метафор. Основная мысль выражена одной фразой: «Речь не о том, но все же, все же, все же….». Она проникает в сердце читателя.
Хотя поэт не виновен в гибели миллионов соотечественников, но он судит себя высшим судом — духовным. Подобная мысль звучит в стихотворении «Есть имена и есть такие даты», «Лежат они, глухие и немые». Главная мысль этих стихотворений — призыв к памяти о погибших:
Есть имена и есть такие даты,-
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты,-
Не замолить по праздникам вины.
В 50-е годы в литературе наступило время, когда стали звучать наветы забыть прошлое, историю. Отдельные поэты стали создавать хвалебные, «дежурные оды». Эта проблема не могла не взволновать А. Твардовского. Совесть не позволяла ему молчать и следовать общему мнению.
Поэт всем своим творчеством утверждал духовную правоту памяти. Эта тема звучит и в поэме «За далью даль». В главе «Тайшет» происходит встреча лирического героя с другом юности. Рассказ друга о своей жизни потрясает лирического героя. Он узнает о репрессиях, коснувшихся его друга во времена «культа личности». Поэт утверждает, что современники не в праве предавать забвению прошлое, каким бы горьким оно не было. Неслучайно последним его произведением стала поэма «По праву памяти».
Это небольшое по объему, но глубокое философское произведение. Твардовский работал над поэмой с 1966 по 1969 год. Но в печати она появилась лишь в 1987 году. После ее публикации многие заговорили о честности и мужественности поэта, дерзнувшего рассказать суровую правду о времени культа личности.
Поэма состоит из вступления и трех глав: «Перед отлетом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти». Автор использует автобиографические материалы и, вместе с тем, дает представление о жизни целого поколения. Он показывает, что даже самое малое проявление гласности жестоко каралось. Автор рассказывает о трагедии своей семьи, которая была раскулачена. Родственники отправлены в ссылку. От детей требовали отречься от родителей, если их объявляли «врагами народа».
В главах «Сын за отца не отвечает», «О памяти» автор ведет спор с воображаемым читателем. Этот читатель отличается консервативностью. Он защищает сталинские идеи. Именно он требует отказаться от своего прошлого, не вспоминать о репрессиях и погибших. Автор же убежден в том, что память нужна не для того, чтобы восстановить историческую точность, а для самих людей. Просто необходимо, чтобы старые ошибки вновь не повторились.
Тема памяти дана в историческом плане. Это длительный процесс, суд над историей может длиться десятилетиями. А. Твардовский убежден, что «одна неправда нам в убыток, и только правда — ко двору». Поэт знает, » кто смотрит в прошлое ревниво, тот врядли с будущим в ладу».
В этом, по моему мнению, А. Твардовский прав. Тот, кто забывает свое прошлое, не имеет будущего. История рождается во взаимодействии поколений. Не уважать свое прошлое — значит, предать себя. Только истинные сыны отечества могут творить его будущее. Каждый из нас в ответе за все, что происходит в его жизни, стране, планете. Каждый из нас здесь и сейчас создает свою историю. Думаю, что к этому призывал нас в своих стихотворениях мудрый А. Твардовский.