С именем Татьяны Лариной связаны самые теплые, самые душевные страницы романа «Евгений Онегин». В этой девушке воплотился «милый идеал» Пушкина.
Татьяна появляется в романе необычно. Ее появление ничем не подготовлено. Автор прерывает описание ее сестры, Ольги Ларной, картинами природы. На этом фоне и появляется Татьяна. Автор обращает внимание читателя на имя героини. Это неслучайно. Оно связано с русской стариной, девичьей в барском доме.
Красота Татьяны необычна. Она не похожа на свою младшую сестру:
Ни красотой своей сестры,
Ни прелестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Пустую красоту Ольги Онегин сравнивает с «глупой луной»: «в чертах у Ольги жизни нет». Он удивлен тому, что выбор восторженного Ленского пал на младшую сестру. Татьяна же, наоборот, серьезна, загадочна. С ее появлением в произведении все меняется. У этой героини своя миссия — дать шанс Онегину возродиться с помощью любви. Сам автор не скрывает искренней любви к Татьяне.
Жизнь Татьяны Лариной неторопливо протекала в патриархальной деревне, под впечатлением сказок и преданий старой няни. С детства она отличалась задумчивостью («задумчивость — ее подруга от самых колыбельных дней»), скромностью, серьезностью. Часто девушка оставалась одна, наедине с собой, тем более, что окружающие не понимали ее глубокой внутренней жизни. Детские шалости не забавляли героиню. Мне кажется, что Татьяна очень рано повзрослела.
Автор подчеркивает, что его любимая героиня была близка к природе:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.
Я думаю, что благодаря этому героиня сохранила в себе простодушие, искренность, прямолинейность, естественность. Татьяна, как никто другой в романе, понимает русские традиции, христианские заповеди, чувствует русскую душу: «Татьяна русская душою».
Татьяна Ларина не испорчена светской жизнью. Героиня еще верит гаданиям, вещим снам. Поэтому с замиранием сердца гадает крещенским вечером на суженого. Она очень впечатлительна, сентиментальна, зачитывается романами Ричардсона и Руссо, принимает все, что там написано, за образец и идеал.
Приезд Онегина перевернул всю ее жизнь. Душа девушки уже давно томилась ожиданием большой любви. Воображение уносило ее в неведомые дали. И вот явился Он… Онегин привлек Татьяну своей неизвестностью, загадочностью. Она узнала в нем своего избранника.
Татьяна полюбила Евгения Онегина всей душой, «не шутя». Автор подчеркивает глубину ее чувств: «И дождалась!.. Открылись очи; Она сказала: это он!»
С любовью Татьяна открыла для себя новый мир — мир любви, тревожного ожидания, томлений, счастья. Ее безмятежному спокойствию пришел конец. Татьяна не находит себе места. Эмоции грусти и восторга одновременно переполняют ее.
Первая любовь Татьяны еще во многом навеяна чтением любовных романов, наивна, хрупка, но она поражает своей искренностью и самоотверженностью. Сам автор заранее предупреждает нас о трагическом исходе любви героини, сочувствует своей Татьяне: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью».
Героиня решается на отчаянный поступок — пишет признание Онегину. Это письмо нелегко дается Татьяне. В то время подобный шаг серьезно влиял на репутацию молодой девушки. В письме она раскрывает свою душу. Татьяна смело вверяет свою судьбу возлюбленному. Все ее терзания и сомнения отступают перед настоящим чувством. Каждая строчка письма героини трогает сердце.
Татьяна надеется на взаимность, но Онегин дает ей холодную отповедь, советует остерегаться пылких чувств, доверчивых признаний, говорит, что «к беде неопытность ведет». Героине очень больно, но она не отказывается от своей любви. Татьяна не верит внешней холодности Евгения, она пытается проникнуть в его душу, понять его мысли.
В дни крещенских гаданий героине снится вещий сон. Все в нем полно необъяснимых загадок, символов, предрекающих ей скорую свадьбу и неминуемую гибель Ленского. Вскоре этот сон сбывается. Дуэль Онегина с Ленским заставляет Татьяну задуматься, а того ли человека она полюбила?
После отъезда Онегина героиня приходит к нему в библиотеку, читает его книги, «в которых отразился век и современный человек с его безнравственной душой». Здесь Татьяна яснее понимает, кто таков ее избранник на самом деле, осознает, что она во многом придумала его себе. В конце концов, героиня задается вопросом: «Уж не пародия ли он?» Почему пародия? Потому что Онегин живет не своей жизнью, он далек от простоты и естественности.
Вскоре героиню отправляют в Москву, на ярмарку невест. Здесь ей с легкостью находят достойного жениха — уважаемого генерала. Татьяна покорно принимает свою судьбу и становится его женой.
Но на этом история провинциальной девушки не заканчивается. Наоборот, жизнь посылает ей новое испытание. Татьяна вновь встречается с Онегиным, уже через шесть лет, на балу. Но теперь она предстает перед нами совершенно иной: «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». В движениях Татьяны нет жеманства, кокетливости, расчета, как у прочих дам. Наоборот, она — воплощение уверенности, спокойствия и успеха. Кажется, от прежней неопытной Татьяны не осталось и следа:
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Но внутренний мир героини скрыт от света. Она сохранила свой нравственный стержень и цельность натуры. В кульминационной сцене объяснения Татьяна признается, что внутренне не изменилась. Она отдала бы все, чтобы вернуть светлую юность в родной деревне. Героиня совсем не дорожит мнением пустого света, способна отличить подлинное от ложного.
Онегин страстно влюбляется в эту новую Татьяну, а она ведет себя с ним равнодушно. Герой забывает обо всем, начинает новую жизнь, живет лишь надеждой на взаимность. Но Татьяна осталась верна своим принципам. С Онегиным она намеренно сурова, холодна, но на самом деле продолжает всем сердцем любить его. Читая любовное послание Евгения Онегина, героиня льет слезы. Ведь счастье было так близко, так возможно.
Когда-то Онегин отверг искренние чувства неопытной девушки, теперь жизнь поменяла их местами. Но Татьяна уже несвободна. Ее брак освещен церковью, и она не может строить любовь на несчастье другого человека. Главное для этой героини — верность и чувство долга. Поэтому она вынуждена сказать Онегину: «Но я другому отдана и буду век ему верна». В этом духовная сила Татьяны. За это Пушкин любил свою героиню и называл своим «милым идеалом».