А был ли счастлив мой Евгений? (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Александр Сергеевич Пушкин в своем романе “Евгений Онегин” показал современную ему эпоху. Пушкин был первым, кто разглядел черту, характерную для некоторых молодых людей в начале 19 века – человек в обществе одинок, если он образованнее других.
Автор “Евгения Онегина” проследил истоки этого явления: поверхностное воспитание, беспорядочное подражание европейской культуре, условность дворянского уклада жизни, отсутствие духовных и общественных интересов у большинства людей.
Пушкин называет Евгения “старым приятелем”.

Он настолько хорошо знает все его привычки и мысли, что невольно возникает ощущение, будто в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни Пушкин в какой-то мере выразил себя. Может быть, именно поэтому он позволяет себе быть очень суровым к этому персонажу.
Онегин – сын богатого помещика, “наследник всех своих родных”, которому “труд упорный” был чужд. Он получает весьма губительное воспитание, так как растет без матери, а его отец – легкомысленный барин, перепоручивший сына “убогим” гувернерам и гувернанткам, почти ничему не учивших мальчика.
Такое социальное положение
и воспитание определили основные черты характера Онегина: из него вышел настоящий эгоист, думающий только о себе и не замечающий других людей с их интересами, чувствами и переживаниями. Первая глава показывает Онегина в Петербурге. Здесь он столичный франт, который уже вполне постиг “науку страсти нежной”. Онегин ведет типичную для “золотой молодежи” того времени жизнь: балы, прогулки по Невскому, театры.
Но Онегин по своей натуре выделяется из общей массы аристократической молодежи. Пушкин отмечает его “мечтам невольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум”, чувство чести, благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после войны 1812. Обстоятельства, а точнее сказать, скука, приводят его в деревню, где от блистательности нашего героя не осталось и следа.
Покинув светское общество, Онегин пробует заняться полезным делом. Но… Из попытки писать нечего не вышло: у него не оказалось призвания (“зевая, за перо взялся”) и привычки к труду, сказалось барское воспитание. Попытка борьбы с “душевной пустотой” посредством чтения тоже оказалась безуспешной. Книги, которые герой читал, или не удовлетворяли его, или оказывались созвучными его мыслям и чувствам и только укрепляли их. Далее, пытаясь заняться устройством жизни крестьян в поместье и облегчить их существование, Онегин совершает неслыханное: “Ярем он барщины старинной \ Оброком легким заменил”. Это, конечно же, вызвало недоумение и неодобрение соседей – помещиков, свято чтящих устои крепостнического уклада. Их вердикт был безжалостен: “И в голос все решили так, \ Что он опаснейший чудак”. На этом реформаторская деятельность Онегина закончилась…
Спасти от “душевной пустоты” не смогли Евгения и сильнейшие чувства, объединяющие человека с человеком, – любовь и дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил “вольность и покой”, не сумел разгадать всю глубину ее натуры и ее чувства к нему. В сцене объяснения с Татьяной герой придумывает сотни отговорок, лишь бы доказать девушке, что он не создан для семейной жизни. Хотя на самом деле Онегин из-за любви боялся потерять свободу.
На дуэли Евгений убил своего друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое внутренне презирал. Предрассудки взяли верх в его колебаниях, которые Онегин испытывал после получения вызова на дуэль. Он испугался “шепота, хохотни глупцов”, сплетен зарецких.
Онегин все же стреляет. И это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром он признается в письме Татьяне: “Еще одно нас разлучило…Несчастной жертвой Ленский пал…” Именно отсюда и начинается ломка его жизни, поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и все растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..
После отъезда Онегина Татьяна приоткрывает перед читателем завесу тайны: кто же был на самом деле ее Евгений. Она его любит, любит по-настоящему, но ее оценка так же сурова, как и комментарии автора: “Чудак печальный и опасный, / Созданье ада иль небес, /Сей ангел, сей надменный бес, / Что ж он?..”
В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни. Он “начал странствия”, но и это не рассеяло его. Таким образом, Евгений, при всех своих положительных качествах, сам обрекает себя на одиночество и непонимание окружающих.
Вернувшись в Петербург, Онегин встретил Татьяну уже замужней женщиной, женой своего родственника и друга. В нем вспыхнула любовь, но Ларина уже не может ответить Евгению взаимностью.
В романе можно выделить три основных потрясения, очень сильно влиявших на развитие личности главного героя. Первое – убийство Ленского. Какой бы ни был Онегин умный и опытный, он должен был избежать дуэли, ведь его соперник был намного младше его, чище душой, и впереди у него была целая жизнь. Но общество сыграло свою роль в этом конфликте, выявив слабость Онегина. Дуэль и разрыв отношений с Татьяной вынуждают Евгения покинуть деревню и начать путешествовать. И третье, последнее, событие, которое мы видим в романе, – это возвращение героя в Петербург и окончательный разрыв с Татьяной.
Отвечая на вопрос, заданный в названии сочинения, я могу сказать, что Онегин не был счастлив ни в светском обществе, ни в деревне, ни в странствиях. Одаренный умом и способностями, он не знал, как их применить. Ни любовь, ни дружба также не дала ему успокоения. Хотя позже герой поймет, что из-за своего себялюбия и стремления к “вольности” и любовь, и дружба обошли его стороной.



spacer
А был ли счастлив мой Евгений? (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)