Вопрос судьбы, благополучного жизненного пути волновал людей, наверное, на протяжении всей истории человечества. Почему одни люди счастливы и спокойны, а другие — нет, почему к одним благоволит судьба, а других преследует злой рок?
В Толковом словаре мы находим несколько определений понятию «судьба»: «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий»; «доля, участь»; «история существования кого — чего-нибудь». Понятно, что, в той или иной степени, судьба является синонимом жизненного пути человека.
Проблема человеческой судьбы является одной из основных в произведениях русской литературы. В частности, писатели 20 века широко разрабатывали эту тему, связывая судьбу отдельного человека с судьбой России, с тем, что ей пришлось пережить в современную им кровавую эпоху. Примером таких произведения являются рассказы двух классиков русской литературы — М. А. Шолохова и А. И. Солженицына.
Судьба простого русского человека Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека», тесно переплетена с жизнью его родной страны. Он рано остался сиротой, воевал в гражданскую войну, батрачил на кулаков в деревне. После войны Соколов перебрался в город, где вскоре женился.
Можно смело сказать, что жизнь этого человека была счастливой — он занимался любимым делом, у него была любящая жена, дети. Тем страшнее и величественнее та судьба, которая вскоре выпала на долю этого человека.
Во время Великой Отечественной войны Соколов попадает в немецкий плен. Герой решает совершить почти невозможное — прорваться сквозь заслон врага и доставить нашим войскам снаряды. Важно, что в ту минуту он не думал о своей жизни, об опасности, которая ему грозит. Герой знал, что должен сделать все, что в его силах — ведь без орудий наши солдаты погибнут.
Но план Соколова не удался — он попал в плен к фашистам. Но такова была сила характера героя, что и здесь он не упал духом, а сохранил спокойствие, чувство собственного достоинства и даже чувство юмора.
Даже перед лицом смертельной опасности (кульминационный эпизод с лагерфюррером Мюллером) он вел себя чрезвычайно достойно. Его поведение вызвало уважение даже у врага, готового уничтожить строптивого русского солдата. Беседа этих людей закончилась признанием даже немцами несгибаемого характера советского солдата.
После окончания войны герой рассказа в полной мере испытал на себе все ее последствия: он узнал, что пока воевал, потерял жену, дочь, сына. Все надежды Соколова на счастливую семейную жизнь, все то, что было его опорой и поддержкой, исчезло. Он остался один — полностью опустошенный, потерявший смысл жизни. И лишь счастливая случайность — встреча с сиротой Ванюшей — не позволило Соколову полностью опуститься, погибнуть. Этот мальчик стал для героя сыном, его смыслом жизни.
Шолохов подчеркивает, что гуманизм, наряду со стойкостью и чувством собственного достоинства, — коренные черты русского характера. Именно поэтому русский народ победил немцев в той страшной и великой войне.
Другую судьбу исследует Солженицын в рассказе «Матренин двор». В центре внимания повествователя здесь — трагическая судьба простой русской женщины Матрены Васильевны Григорьевой. Она прожила безотрадную, полную забот и лишений жизнь: испытала «несостоявшуюся» любовь, смерть шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелую болезнь, обиду на колхоз, выбросившего ее из общей жизни как отработанный материал. Да и финал жизни Матрены нелеп и трагичен одновременно: героиня погибает на железнодорожном переезде, помогая родственникам перевозить часть своей избы.
По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила она бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, пренебрежительно относилась к собственности, столь ценимой в деревне, не «гналась за нарядами». Ничего не скопила Матрена на своем веку, единственные ее ценности — грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы, заполняющие «одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».
Все окружающие Матрену люди: сестры, золовка, деверь, приемная дочь Кира, Фаддей — нещадно пользуются ее добротой и простодушием. Бессовестно эксплуатирует героиню ее и родной колхоз, не начисливший ей пенсии и урезавший огород. Но кроткая и безответная Матрена не ропщет и принимает мир таким, каков он есть, сохраняя при этом доброе расположение к людям, чувства радости и жалости ко всему сущему.
А если и «сердилась Матрена на кого — то невидимого», то лечила себя извечным русским лекарством — работой. И только изредка вырывается у героини горькое: «Притесняют меня, Игнатич… Иззаботилась я». «Иззаботилась» от скудного и тяжелого быта, от невнимания советской власти, от равнодушия тех, кто смысл и цель жизни видит в накопительстве и приобретательстве.
Таким образом, Шолохов и Солженицын утверждают, что судьба русского человека неразрывно связано в судьбой России. В своих рассказах «Судьба человека» и «Матренин двор» эти писатели показывают лучшие стороны русского национального характера. Они утверждают — русскому человеку свойственны высокая нравственность, чувство собственного достоинства и справедливости, любовь к труду, гуманизм. Русская душа бескорыстна и великодушна, добра и тепла — ее любви хватит на всех вокруг. И ничто и никто не может уничтожить ее — в трудных условиях просыпается весь потенциал русского человека, вся его немыслимая сила, которую признает и перед которой приклоняется все на свете.
Судьба этих героев — абсолютно простых людей — не только заставляет гордиться своим народом, но и вдохновляет, дает образец для подражания, учит мужеству и стойкости. Прочитав рассказы Шолохова и Солженицына, я поняла — какие бы испытания не выпали тебе на долю, нужно сохранять чувство собственного достоинства, поступать по совести, быть вместе со своим народом и со своей страной.