Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”)

“Дом Матрены стоял…неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд…крытый щепою…Дом не низкий – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие”. Именно сюда завела рассказчика мечта найти приют в тихом уголке России: “Милей этого места…не приглянулось во всей деревне; две – три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и выходили на берег гуси, отряхиваясь”.
Матренин двор – воплощение душевного спокойствия, тишины, за пределами которого – обыденная

жизнь с бесправием и пренебрежением, жизнь, основанная на лжи. Разрушение этого тихого уголка занимает очень значимое место в рассказе.
Солженицын пишет о своей героине: “Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти ее отдать в наследство Кире”. Родственники Матрены, опережая события, начинают делить “добро”, разбирая “отдельный сруб горницы” “по ребрышкам”, чтобы везти его в Черусти.
Чувствуя себя “потерянной”, испытывая тревогу за то, “чего теперь не будет”, Матрена
все равно пытается восстановить “лад” общей жизни, внося свой светлый вклад в дело, затеянное “ломателями – не строителями. Когда-то, в минуту опасности, героиня, прежде всего, думала о том, что “так любила”: “…проснувшись…ночью в дыму, не избу бросилась спасать, а валить фикусы на пол (не задохнулись бы от дыму)”. Теперь же она пошла помогать тем, кто “не предполагают, чтобы Матрене еще долго пришлось жить”. История с разломом избы началась из-за “старого Фаддея”, с которым в памяти героини связана лучшая страница жизни.
Именно этот герой, с “почтенной”, “величавой” внешностью, становится антитезой Матрене. Это проявляется не только в том, что его “руки…ухватились ломать” дом. Эта затея Фаддея вызвала многие бедствия: “Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то…” Но она не изменяет представлений героя о том, что “добро” – это “имущество”, которое “терять считается перед людьми постыдно и глупо”.
Даже природа противилась перевозу сруба Матрены. Двое суток кружила метель, “замела дорогу непомерными сугробами”. Затем внезапно потеплело, и началась оттепель: “Две недели не давалась трактору разломанная горница!”
В своем рассказе Солженицын показывает, как социальное неравенство влияет на общество и его мировоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются выжить любым путем, забывая о честности, совести, справедливости.
Матрену окружают жадные и корыстные люди. Ее родственников интересует только собственное благополучие – старый Мматренин дом, единственное, что осталось у старой женщины. Мы видим духовное неравенство между героиней и окружающими ее людьми.
Матрена – глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на трудности, она находит радость в тяжелой жизни: в работе, в общении с природой: “не гналась за обзаводом… не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни…”
Разрушение матрениного дома принесло целую вереницу несчастий. Во время перевоза погибает сама Матрена: “На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани…застряли…туда же…понесло и Матрену. Что она там подсобить могла…два паровоза…тех троих расплющили…” Погибает и сын Фаддея, над его зятем нависает суд: “…он не только вез горницу, но был железнодорожный машинист, хорошо знал правила неохраняемых переездов – и должен был сходить на станцию, предупредить о тракторе”.
Когда привезли то, что осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмотреть, поплакать. Рассказчик пишет, что эта картина наводила его на грустные размышления: “В плаче, заметил я, холодно – продуманный, искони-заведенный порядок”. В этом плаче деревенских жителей чувствуется определенная фальшь, все это напоминает игру актеров.
Даже после похорон Матрены не прекратился спор о ее избе: “Преодолевая немощь и ломоту, собрав зятей и сыновей”, Фаддей продолжал разбирать сарай и забор и “сам возил бревна на саночках”.
Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувства. Человека уже ничего не интересует, кроме материальных ценностей, выгоды от чего-либо. Существует лишь одна цель – как можно больше забрать.
Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Тальново, люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через самых близких. “Матренин двор” – это боль за искалеченные жадностью души людей, привыкших только забирать.
Автор так заканчивает свой рассказ: “Избу Матрены до весны забили”, а сама хозяйка осталась для своих односельчан “не понятой” и “чужой”. Таким образом, зло, бесправие победило доброту и праведничество.



spacer
Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына “Матренин двор”)