Стихотворение А. С. Пушкина “…Вновь я посетил…” (Восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение “…Вновь я посетил…” написано в 1835 году и относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения – быстротечность и неумолимость течения времени. Уже взрослым и реализованным человеком писал поэт “…Вновь я посетил”. Глубокое понимание того, что жизнь движется вперед и остановить этот процесс никому не под силу стало идейным фундаментом произведения. Поэтому общее настроение всего стихотворение – это светлая грусть.
“…Вновь я посетил…” представляет собой воспоминания

лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское. По жанру стихотворение представляет собой элегию. Пушкин использует в нем разностопный ямб.
Отличительной особенностью этого стихотворения является то, что в нем рифмы как таковой нет, как нет и разделения на строфы, а есть только разделение частей, укороченные и прерванные строки. Кроме того, рифма преимущественно женская. Самое важное слово выносится в конец строчки. Подобная строфика и ритмика помогает с одной стороны создать эффект разговорной речи-размышления, а с другой стороны возникает ощущение, что каждую минуту монолог может
прерваться. То есть, таким образом, вводится тема непредсказуемости жизни, а многоточия графически помогают созданию такого ощущения.
В ранний период творчества молодой поэт находился под влиянием Жуковского. Особенно в отношении пейзажных описаний. Несмотря на то, что к 1835 году Пушкин был уже зрелым поэтом, влияние Жуковского все равно чувствуется. Оно видно в мотивах, используемых поэтом: мотиве дороги (“вновь я посетил”), мотиве изгнанничества (“изгнанником провел..”), воспоминаний (“минувшее меня объемлет живо”), утраты (“уже старушки нет”).
В этом стихотворении лирический герой остается наедине с природой, и природа помогает ему погрузиться в свой внутренний мир. Неслучайно так часто используется в стихотворении местоимение “я” – одиннадцать раз.
Композиционно произведение можно разбить на три части. В первой части описывается “уголок земли”, под которым подразумевается Михайловское. Во второй части – слияние героя и природы. В третьей части поэт устремляет свой взгляд в будущее. Стержень стихотворения – это эволюция мысли героя. Посмотрим на ее развитие. В первой части произведения преобладает мрачное, тоскливое настроение. Возникает мотив потери и смерти. Во второй части для героя становится очевидным, что все меняется вокруг. И, как бы в подтверждение этой мысли, поэт видит три сосны, которые одни не изменились, “они все те же…”. Но тут лирический герой замечает, что есть перемены и здесь:
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья, кусты теснятся
Под сенью их как дети.
Эта тема перемен начинает звучать буквально в самом начале стихотворения: “и много переменилось в жизни для меня”, “переменился я”. И вместе с нею возникает тема неумолимости времени, его безудержного стремления вперед.
Если говорить о символике стихотворения, то одним из самых ярких символов здесь является озеро. Озеро и его “неведомые волны” – символизирует собой реку времени. Вокруг него все меняется: уже “По брегам отлогим / Рассеяны деревни…”, “Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре…”, да и у самого озера “иные берега, иные волны”. И вот по этому озеру “плывет рыбак и тянет за собою / Убогий невод”. Этот рыбак подобен перевозчику Харону: он вылавливает в озере души и помогает им переправиться в иной мир. Другой символический образ – это образ старого пня:
А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
В стихотворении не сказано, что речь идет о пне, но мы понимаем, что дерево это мертво, потому что оно уже не способно цвести и расти, давать новые побеги. При помощи образа мертвого дерева поэт раскрывает мудрую истину: все, что живо, меняется, и только то, что мертво, остается неизменным.
Такая оптимистическая мысль прокладывает “мостик” между второй и третьей частью стихотворения. Третья часть – самая светлая. В ней лирический герой приходит к внутреннему успокоению, к гармонии с собой. Он согласен, что время неумолимо движется вперед, и когда-нибудь его уже не будет на этой земле, но его потомки, его внук услышит “приветный шум” молодой рощи. Вторая часть “…Вновь я посетил” написана собственно в пушкинских традициях. В середине начальных строчек присутствуют созвучные слова: “младое” – “незнакомое”; “могучий” – “поздний”, “старую” – “главу”. Эти созвучия и создают образ гармонии лирического героя с самим собой, с прошлым и будущим.
Из художественных средств в стихотворении использованы олицетворение – “шорох их вершин / Меня приветствовал”, “…мельница, насилу крылья / Ворочая на ветре…”, перифраз – “А вдали / Стоит один угрюмый их товарищ”, “племя младое”, сравнение – “как дети”, “как старый холостяк”, метафора – “уголок земли”, “стелется широко”, “рассеяны деревни”, “скривилась мельница”, эпитеты – “опальный домик”, “кропотливый дозор”, “златые нивы”, “убогий невод”, “неведомы воды”, “могучий возраст”.
Стихотворение построено на антитезе ассоциативной и смысловой. В первой и второй части преобладает отнесенность в прошлое, поэтому используются в основном глаголы прошедшего времени. В третьей части главное – устремление в будущее, чем обусловлено употребление глаголов будущего времени.
Фигура инверсии в произведении создает образ разнообразия жизни. Инверсия во “…Вновь я посетил…” встречается очень часто (“переменился я”, “жил я”, “не слышу я”). Чередуясь с обычным порядком слов (“я сиживал”, “я проезжал”) она рисует жизнь, полную непредсказуемости, ставящую человека в самые различные ситуации.
Таким образом, стихотворение “…Вновь я посетил…” показывает нам развитие мысли лирического героя, переход от тяжелых воспоминаний и грусти к признанию естественности быстротечности времени, к принятию этого факта и достижению внутренней гармонии.



spacer
Стихотворение А. С. Пушкина “…Вновь я посетил…” (Восприятие, истолкование, оценка)