Анализ стихотворения А. Ахматовой “Творчество”

Это стихотворение называется “Творчество”, и взято оно из цикла А. Ахматовой “Тайны ремесла”. Конечно же, здесь Ахматова рассказывает о самом творчестве, а в самом первом стихотворении этого цикла о том, как к поэту приходит вдохновение. На мой взгляд, это стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о самом начале создания нового поэтического произведения. Поэт еще не знает, что выйдет из-под его пера:
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных

и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг…
Далее можно заметить, что у поэта возникает основная мысль, вокруг которой он будет строить все свое стихотворение:
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
А в конце стихотворения мы видим, как поэт находит слова и рифму, чтобы выразить свои мысли. Вдохновение пришло к писателю, и из-под его руки уже выходит законченное произведение:
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,-
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную
тетрадь.
Можно заметить, что лексика на протяжении всего стихотворения меняется. В первой половине произведения Цветаева словами старается всячески подчеркнуть шум, суету окружающего мира: “бой часов”, “раскат стихающего грома”, “и жалобы и стоны”, “бездна шепотов и звонов”. Однако во второй половине стихотворения все стихает, поэтому и лексика разительно меняется. Теперь становится “непоправимо тихо”, тихо до такой степени, что даже слышно, как “в лесу растет трава”, как “по земле идет с котомкой лихо”. Все это далеко не случайно. Таким способом поэтесса как бы делит свое стихотворение на две части, в которых противопоставляет друг другу два абсолютно разных “образных мира”. Первый мир – это мир обычный, реальный, который окружает поэтессу, а второй – это внутренний мир Ахматовой, ее духовное состояние в момент творчества. В этом случае, на мой взгляд, роль композиционного рубежа выполняет строчка: “Встает один все победивший звук”, – то есть к поэту приходит основная мысль, вокруг которой он будет строить свое стихотворение.
Однако это произведение А. Ахматовой можно рассмотреть и с другой позиции. Мне кажется, что здесь также прослеживается связь с такими пушкинскими стихотворениями, как “Пророк”, “Эхо”, “Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы…” и “Осень”. В таком случае стихотворение Ахматовой делится на две другие части, на два других “образных мира”. Первая часть заканчивается строчкой “Как по земле идет с котомкой лихо…”. Здесь поэтесса рисует окружающий ее мир звуков: это “бой часов”, “раскат стихающего грома”, различные голоса, “жалобы и стоны”, “шепоты и звоны”, поэт даже слышит, “как в лесу растет трава” (это явный намек на строки Пушкина из его стихотворения “Пророк”: “И внял я неба содроганье,/ И горний ангелов полет,/ И гад морских подводный ход,/ И дальней лозы прозябанье”). Вторая же часть рисует мир творчества, стихию слова. Здесь и лексика меняется, остаются только слова, имеющие непосредственное отношение к творческой работе поэта: это сами слова, “легкие рифмы” и строчки, которые “ложатся в белоснежную тетрадь”.
В таком ракурсе и строчка “…Но в этой бездне шепотов и звонов / Встает один все победивший звук” принимает более глубокое значение. Здесь слышен намек на строку Пушкина (также из стихотворения “Пророк”) “И бога глас ко мне воззвал”, то есть можно сказать, что и Ахматова, и Пушкин выражали одну и ту же мысль: поэт творит по воле Бога. Именно Бог дает поэту вдохновение и водит его рукой по бумаге. В этом, на мой взгляд, и заключается художественная идея стихотворения А. Ахматовой.
Само стихотворение близко, на мой взгляд, символизму и романтизму. Символизму – так как все образы в стихотворении многозначны; нельзя точно сказать, что значили для Ахматовой “неузнанные и пленные голоса”, “жалобы и стоны”, “какой-то тайный круг”. А к романтизму это стихотворение можно отнести потому, что в нем воссоздается атмосфера чего-то чудесного, таинственного и фантастического. Ахматова специально выбирает эти литературные направления, потому что именно они позволяют ей наиболее глубоко выразить свои мысли и быть при этом понятой читателями.
У В. Брюсова есть одноименное стихотворение. В нем, как и в ахматовском, описывается состояние поэта в момент поэтического вдохновения, в момент творчества. Однако нужно заметить, что у стихотворений есть довольно существенные различия. Хоть они и относятся к одной литературной эпохе, ахматовские стихи более понятны, на мой взгляд, для читателя. Она пишет все достаточно ясно, не вдаваясь сильно в настоящий символизм. Брюсов же наоборот запечатлевает все в символах (не зря его называли “отцом русского символизма”), не выражая свои мысли прямо, а лишь намекая на них и рассчитывая, что читатель сможет домыслить все сам.
И, конечно же, существуют стихотворения, родственные произведению А. Ахматовой “Творчество” по сюжету и тематике. На мой взгляд, к ним относятся стихотворения А. С. Пушкина – “Пророк”, “Эхо”, “Осень”, “Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы…”, Н. Гумилева – “Творчество”, А. Блока – цикл “Ямбы”, С. Есенина – “Мы теперь уходим понемногу…” и В. Маяковского – “Во весь голос”.



spacer
Анализ стихотворения А. Ахматовой “Творчество”