Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Здесь собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Присутствующие разговаривают о «рыцаре бедном» Дон Кихоте, подразумевая под ним князя Мышкина. Ситуация становится довольно опасной в тот момент, когда Аглая Епанчина открыто заявляет: «Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги».
Чтобы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю прочитать стихотворение Пушкина о «рыцаре бедном», о котором якобы идет речь.
Данный эпизод выполняет в романе две функции. Во-первых, он раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое для девушки и для Мышкина признание в любви. То, как это происходит, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к нему нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка:
А. М. Д. своею кровью
Начертал он на щите.
Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А. М. Д. на буквы Н. Ф. Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным.
В 6-ой главе младшая дочь Епанчиных произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: «…В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь. Это не всегда в нашем веке случается. Там, в стихах этих, не сказано, в чем, собственно, состоял идеал «рыцаря бедного», но видно, что это был какой-то светлый образ, образ «чистой красоты»».
Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: «Что-то тяжелое и неприятное как бы уязвило князя». По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае — предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны.
Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем и о ком идет речь, поддерживается и автором. Достоевский не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствуют внутренние монологи действующих лиц. Не открывая движения души героев, а лишь описывая внешнюю сторону происходящего, автор заставляет нас стать участниками их диалога.
Другая важнейшая функция, которую выполняет данный эпизод — раскрытие образа князя Мышкина. Дон Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон Кихот», — пишет Ф. М. Достоевский.
Образ Дон Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу Х1Х — ХХ веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа князя Мышкина Дон Кихот — один из важнейших.
Достоевский смотрел на «Дон Кихота», конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект от действий героя Сервантеса возникает из-за несоответствия реальности и бредовых действий Дон Кихота. Но осмеянный герой, соприкасаясь с действительностью, проявляет и разоблачает окружающую его среду.
Этот прием Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой. Однако писатель наполняет их новым содержанием. Для Достоевского действия Дон Кихота — прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается. Дон Кихот служит одним из образцов для написания «истинно прекрасного человека» князя Мышкина в «Идиоте». Герой противостоит среде, живущей по безнравственным и противоестественным законам.
Однако между Мышкиным и Дон Кихотом есть ряд важных различий. Мышкин не бредит, как Дон Кихот, который не понимает истинного смысла происходящих событий. Князь делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Он сохраняет «голубиное сердце» Дон Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем. Нравственный герой Достоевского воплощает в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, — Настасья Филипповна.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»)