Значительное место в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают сказки. Всего он их написал тридцать две, назвав сказками «для детей изрядного возраста». Такое название, в общем-то вполне безобидное, являлось прикрытием от цензуры. На деле же сказки таили острую сатиру.
Сатирически высмеиваются в сказках все герои. Особенно зло звучит смех над «хозяевами жизни» — власть имеющими угнетателями простого народа.
Так, в сказке «Дикий помещик» показана жизнь помещика, оставшегося без крестьян. В начале сказки мы видим его слезные мольбы, чтобы убрал Господь всех их куда подальше, и не было бы в его владении «мякинного духу». Услышал бог его молитвы, и будто вихрь пронесся над владениями помещика, да мелькнули в нем серые мужицкие штаны. И не стало крестьян во всех владениях помещика.
Как же дальше развиваются события? Мы видим постепенную деградацию помещика: сначала он зарастает щетиной (брить-то некому), питается печатными пряниками, затем охотится на зайцев и ест их, раздирая руками.
В конце мы видим, что он уже полностью одичал, и даже лесной медведь принимает его за своего.
Салтыков-Щедрин зло смеется над своим героем, показывая полную его несамостоятельность. Он подчеркивает его звериную жестокость — недаром в конце помещик превращается в зверя.
Смеется автор и над непроходимой глупостью помещика, которому тяжело дышать воздухом, отравленным крестьянским духом. Эту иронию он вкладывает в уста своих героев: четырех генералов, актера Садовского и его актерок, капитана-исправника, которые заявляют помещику, что он дурак.
Близки этому помещику и генералы из «Сказки о том, как один мужик двух — капитанов прокормил». Они, уже достаточно прожив на свете, продолжают думать, что булки растут на деревьях. Жизнь их протекает мирно, спокойно, каждый день одинаков, без изменений, пока не случается очень странное и непонятное событие. Проснувшись однажды утром, генералы оказываются на необитаемом острове. Пытаясь как-то добыть пропитание, они и выказывают свои «знания» о жизни. Оказывается, что они прокормить себя не могут без чьей-либо помощи, если еда не лежит приготовленная перед ними на столе.
Окончательно оголодав, генералы набрасываются друг на друга, причем совершенно не осознавая того, что готовы убить и съесть человека. Салтыков-Щедрин вновь показывает животную (точнее говоря, звериную) сущность людей.
Сатирически показаны поиски еды генералами, их неумение взять то, что лежит или висит над ними. В сцене же схватки между героями обличительный смех горек: и это-то люди, занимающие не последнюю должность в государстве! И их не два, а гораздо больше. Именно поэтому автор не дает имен своим героям, ни помещику, ни генералам, не вводя ненужной конкретизации, так как эти явления были общераспространенными.
Итак, думая, как добыть пропитание, генералы приходят к гениальному выводу. Надо найти мужика, чтобы он их прокормил! Действительно, кто занимался пропитанием генералов в обычной жизни? Мужик. А где же он сейчас? И генералы отправляются на его поиски, и находят! Дальнейший ход событий полностью отражен в названии сказки.
Таким образом, лишь прибегнув к помощи мужика, генералы смогли выжить, не умереть голодной смертью.
Параллельно с показом отсутствия житейских навыков, автор дает понять, что генералы вообще не обладали какими-либо познаниями. Их ограниченность проявляется даже в нахождении сторон. Что-то вспоминает лишь один из генералов, который некогда служил учителем каллиграфии.
Таковы люди, трудящиеся «на благо государства». Салтыков-Щедрин как бы ставит своими сказками вопрос: каким будет государство, если его высшие круги наполняют такие люди?
Тот же вопрос ставится в сказке «Медведь на воеводстве», где показано самоуправство Медведя-управленца. Здесь автор переносит действие в мир животных, причем делает главным героем медведя. Вспоминая русские народные сказки, заметим, что в них медведь никогда не отличался умом, смекалкой, а подчас и проявлял жестокость. Эти же черты переносит автор и на своего героя, сатирически высмеивая его.
Но в сказках Салтыков-Щедрин высмеивает не только «сильных мира», его осмеянию подвергается и народ, безропотно сносящий все обиды и готовый вновь услужить. Так, он смеется над мужиком, которого заставляют работать на себя два незнакомых генерала, над его безответностью даже тогда, когда они приказывают ему привязать себя сплетенной им же веревкой. Смеется он и над крестьянами, приводящими в порядок имение помещика и его самого. Но это уже не сарказм, а горькая ирония над неспособностью людей из простого народа защитить свое достоинство.
«Сказки» скрывают под безобидным названием жесточайшую пародию на злобу дня. Все свои чувства Салтыков-Щедрин передал в них, маскируя под вымыслом чистую правду, терзавшие его горькие думы о народе.