Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыкова-Щедрина можно назвать одним из великих русских сатириков. В своем творчестве он развил традиции таких писателей, как Фонвизин, Крылов, Гоголь.
Чрезвычайно острые и тяркие произведения писателя были направлены на обличение многих пороков современного ему общества. Он изображает целое историческое время, изображает в сгущениях темных сторон жизни, критикуемых и отрицаемых во имя идеалов социальной справедливости и света.
Перед сатириком вставал вопрос, какая сила решит исход освободительной борьбы? Салтыков-Щедрин

понимал, что этой силой должна быть сила народная. Однако русское крестьянство 80-ых годов не давало повода для оптимистических надежд.
Темы сказок Щедрина различны: деспотическая власть (“Медведь на воеводстве”), господа и рабы (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”), страх как основа рабской психологии (“Премудрый пескарь”), каторжный труд (“Коняга”) и другие. Объединяющим тематически началом всех сказок выступает жизнь народа.
Щедрин всегда смотрел на мужика трезво и критически, он был далек от его идеализации. Скорее, он преувеличивал политическую наивность
и гражданскую пассивность мужика. Сочувствие сатирика народу основывалось на трезвом понимании законов исторического развития, в котором именно народу принадлежало решающее слово.
В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” два подхода Щедрина к оценке народа как “исторического” субъекта и как “воплотителя идеи демократизма” совмещены. Эта сказка – своеобразный вариант “робинзонады”. Мужик является у писателя первоосновой и источником жизни, подлинным Робинзоном. Разумеется, генералы, оказавшиеся на необитаемом острове, ничего не умели делать, всю жизнь просуществовали за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях.
Мужик же в сказке показан молодцом: все умеет, все может, даже суп в пригоршне сварит. Но и его не щадит сатирик. Щедрин поэтизирует его ловкость и находчивость, его трудолюбивые руки и чуткость к земле-кормилице. Генералы заставляют этого здоровенного “мужичину” вить для себя веревку, чтобы тот не убежал. И мужик покорно исполняет приказ. Писатель видит, что в мужике практически неистребима привычка подчиняться, он так же не представляет свою жизнь без господина, как и господин без него.
В сказке “Дикий помещик” барин ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ – созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства.
Обобщенный образ народа с наибольшей эмоциональной силой воплощен в сказке “Коняга”. И жизнь, и труд, и природа воспринимаются писателем через вековечные страдания мужика и Коняги. В сказке выражено не просто сочувствие и сострадание, но и глубокое понимание безмерной трагической безысходности жизни: “Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена?.. Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле и поднесь своей сказочной силы не выдало, – той силы, которая бы разрешила узы мужику, а Коняге бы исцелила наболевшие плечи”.
Мысль о необходимости пробуждения народного сознания, поисков правды и составляет пафос всей книги, в которой загнанный крестьянский Коняга – символ народной жизни. “Нет конца работе!” – работой исчерпывается весь смысл его существования, “для нее он зачат и рожден, вне ее он только никому не нужен”.
В сказке ставится вопрос “Где выход?” и дается ответ – в самом Коняге. Окружающие его интеллигенты могут сколько угодно спорить о его мудрости, трудолюбии, здравом смысле, но споры их кончаются, когда они проголодаются и начнут кричать дружным хором: “Н-но, каторжный, н-но!”
Драматические раздумья Салтыкова-Щедрина о противоречиях народной жизни достигают кульминации в сказке “Кисель”. Сначала ели кисель господа, “и сами наелись, и гостей употчевали”, а потом уехали “на теплые воды гулять”. Кисель же свиньям подарили: “Засунула свинья рыло в кисель по самые уши и на весь скотный двор чавкотню подняла”.
Смысл иносказания очевиден: сначала господа доводили народ до разорения, а потом им на смену пришли прожорливые буржуа. Но что же народ? Как ведет себя в процессе его покорения? “Кисель был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал оттого, что его ели” – читаем мы. Кисель даже радуется: “Стало быть, я хорош, коли господа меня любят!”.
Таким образом, Щедрин в своих сказках не только высмеивал народ, но и сочувствовал ему, переживал, стремился помочь.



spacer
Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина