Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина?

«Сатиры смелый властелин». Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры, можно смело отнести и к Салтыкову-Щедрину. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин,- вершина русской сатиры.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина были написаны в периоде 1883 по 1886 год. Они представляют собой сатирический цикл на темы власти, народа, интеллигенции, стремящейся приспособиться к любым формам тоталитарной власти.
Конечно же, жанр сказки писатель выбрал не случайно, это связано и с требованиями цензуры, и воздействием на писателя фольклорной и литературной традиции, и популярности сказки как излюбленного жанра.
Трудно представить нашу классическую литературу без Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своеобразный писатель. «Диагност наших общественных зол и недугов» — так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодым сосланный в Вятку за свои ранние произведения, вынужденный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество, несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучи вице-губернатором, он убедился, что Российское государство прежде всего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам писатель проникся уважением.
С народной сказкой сказки Салтыкова-Щедрина сближает и сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Однако разница между щедринской сказкой и народной очень большая. Народные сказки заканчиваются благополучно, а сказки замечательного сатирика оставляют грустный осадок.
Обратимся к «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». Она открывает «сказочный» цикл писателя. Сказка построена на антитезе: страданию генералов, оказавшихся на необитаемом острове, противопоставлено их существование после появления мужика.
Генералы не могут ничего, они даже готовы от голода съесть друг друга, но на их счастье появляется «лежебока» — мужик который и картофель добыл и силок из собственных волос связал и даже веревку сплел чтобы генералы его привязывали на ночь — это вдруг убежит. Но в том то и дело что мужик никуда не собирается убегать а напротив он не мыслит своего существования без генералов Он благодарен им за то что те мужицким его трудом не «гнушалися» С горькой иронией изобразил писатель рабское поведение мужика которому в финале выслали рюмку водки да пятак серебра веселись мужичина»
В другой сказке — «Дикий помещик» писатель показал пореформенное положение временнообязанных крестьян В комической форме с помощью гиперболы изображает писатель взаимоотношения помещика и крестьян Помещик решил избавиться от крестьян и это ему удалось Если генералы оказались на острове без мужика не по своей воле то дикий помещик герои одноименной сказки все время мечтал избавиться от несносных мужиков от которых идет дурной холопий дух Наконец мужицкий мир исчез и остался помещик один-одинешенек Однако без них тяжко пришлось несчастному он кидается от голода на мышонка обрастает с ног до головы волосами перестает издавать членораздельные звуки Одичал помещик «Весь он оброс волосами а когти у него сделались как железные» Намек совершенно ясен трудом крестьян живут баре И потому у них всего довольно и хлеба и скота и земли а у крестьян всего мало Крестьян пришлось возвратить на прежнее место они безболезненно возвращаются к привычному образу жизни а вот помещик Он теперь «тоскует по прежней своей жизни в лесах»
Финалы в двух сказках никак не могут быть смешны они грустные потому что система взаимоотношении помещика и народа которую показал Салтыков Щедрин не исчерпала себя и после реформы 1861 года
Писатель сетует на то что народ слишком терпелив забит и темен Он намекает что силы стоящие над народом жестокие но не такие уж страшные



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина?