Творчество, личность и судьба Николая Степановича Гумилева вызывают в наше время особый интерес. Его стихи привлекали еще при жизни поэта своей новизной, смелостью, яркостью образов.
На мой взгляд, каждый из героев Гумилева характеризуется мужеством и силой духа. Гумилев на протяжении всей своей жизни стремился к прекрасному. Мечты увидеть загадочные, нецивилизованные земли владели им. В стихотворениях поэта видна жажда предельно сильных и прекрасных чувств.
Романтические герои Гумилева очень сложны в психологическом отношении. Гумилев — страстный мечтатель, который совершал «путешествия» в небывалые земли грез и фантазии. Именно воображение и спасало его от скуки обыденного существования.
Романтический герой Гумилева чаще всего полон сил и отваги:
Порою в небе смутном и безвестном
Растет туман… но я смеюсь и жду,
И верю, как всегда, в мою звезду
Я, конквистадор в панцире железном.
Конквистадор завоевывал не земли, не страны, а новую любовь, вплетал «в воинственный наряд звезду долин, лилию голубую», проникал в «тайны дивных снов», добывая звезды с «заснувшего небосклона».
Романтический герой Николая Гумилева — утонченная, возвышенная личность, которая отстаивает свои идеалы мечом. Мужественная интонация, волевое начало становится основным.
Даже когда сомнения теснят душу лирического героя, раздается призыв к полному самоотречению:
Жертвой будь голубой, предрассветной…
В темных безднах беззвучно сгори…
… И ты будешь Звездою Обетной,
Возвещающей близость зари.
От прославления романтических идеалов поэт не случайно приходит к проблеме исканий, собственных и общечеловеческих. О своей способности заглянуть за черту обыденного поэт говорит:
Сады моей души всегда узорны,
В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный,
Глубоки, прозрачные бассейны.
Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады моей души всегда узорны.
Стихотворение волнует ощущениями непрочности высоких порывов, призрачности счастья в скучной жизни и, одновременно, стремлением к прекрасному.
Большинство стихотворений Гумилева романтического звучания обладают спокойной интонацией. По особому «оживляет» Николай Гумилев легендарные мотивы. Так, «пленительная и преступная царица Нила» вдруг «овеществляется» в зловещей кровожадной гиене:
В ней билось сердце, полное изменой,
Носили смерть изогнутые брови,
Она была такою же гиеной,
Она, как я, любила запах крови.
В стихотворении «Озеро Чад» изображена жена «могучего вождя», «дочери властительного Нада». Автор прибегает к форме исповеди обманутой дочери Нада, которая оказалась на чужбине всеми покинутая и обманутая. Поверив европейцу, она бежит из родного дома:
А теперь, как мертвая смоковница,
У которой листья облетели,
Я ненужно скучная любовница,
Словно вещь, я брошена в Марселе.
Экзотика является основой всего творчества Гумилева, так как поэт всегда стремился к необычному и непонятному. Романтический герой Гумилева чаще всего одинок в своих исканиях, он стремится к идеалу, которого нет в реальном мире:
Трудно храмы воздвигнуть из пепла,
И бескровные шепчут уста,
Не навек ли сгорела, ослепла
Вековая, Святая Мечта.
Романтический герой свободно перемещается в пространстве и времени: Китай, Африка, Индия, античный мир, рыцарская эпоха.
В сборнике «Романтические цветы» основной является тема борьбы за красоту. На этом пути герой смело зовет смерть, не страшась ее:
Пусть смерть приходит, я зову любую.
Я с нею буду драться до конца,
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду.
На мой взгляд, нельзя говорить о творчестве Гумилева, как о «поэзии реалистичной». Его стихотворения характеризуются романтической исключительностью, мечтательностью, причудливостью душевных процессов. И именно в этом непохожесть Гумилева на других поэтов. Его фантазия чиста и искренна, и этим привлекает читателей.