Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа “Герой нашего времени”

Своеобразной вершиной творчества Лермонтова, завершением краткого творческого пути поэта стал выход в свет его романа “Герой нашего времени”.
Многие исследователи отмечают, что в Григории Александровиче Печорине видные черты самого автора. Об этом также свидетельствуют близость некоторых моментов этого произведения к основным мотивам лирики Лермонтова. В. Г. Белинский говорил: “Хоть автор и выдает себя за человека, совершенного чужого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним. И в их взгляде на вещи – удивительное сходство”.


Для Лермонтова, как и для многих других поэтов и писателей того времени, свобода и воля была основной ценностью, и неудивительно, что именно эта проблема также встает перед героем романа.
Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности своего класса делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, вынужден уехать на Кавказ. Вчитываясь в строки романа, невольно вспоминаешь стихотворение М. Ю. Лермонтова “Прощай, немытая Россия”. В нем лирический герой повествует о своей внутренней неприязни к “стране рабов, стране господ”. Он ищет душевного спокойствия
и равновесия, которое надеется найти только на Кавказе:
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Печорин разочарован в современном мире: “Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”.
Все эти мысли приводят героя романа только к скуке и равнодушию. Именно это состояние апатии, хандры приводит Печорина к одиночеству, от которого некуда скрыться. Оно полностью поглощает человека. Самому Лермонтову было знакомо это чувство. В большой мере это проявляется в его стихотворении “И скучно, и грустно…”
В нем лирический герой говорит о бессмысленности человеческих ценностей в современном ему мире. Он не хочет любить, ибо “на время – не стоит труда, а вечно любить невозможно”. В душе лирического героя “и радость, и муки, и все так ничтожно”. Он не находит утешения даже в мечтах и желаниях, так как они, по его мнению, бессмысленны. Вся жизнь постепенно становится никчемной и глупой:
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг. –
Такая пустая и глупая шутка…
Печорин потерял веру в человека, в его значимость в этом мире: “Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя”. Его скепсис и, конечно же, эгоизм, по моему мнению, результат времени после декабрьского восстания 1825 года. В этот период на смену храбрости и духовной силе пришел нравственный распад, трусость и пошлость.
Неизбежная скука порождает в герое неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни, но все же не приносили Печорину счастья. И в лирике Лермонтова очень часто встречаются стихи о бессмысленности и жестокости любви и дружбы. В одном из известных лирических произведений поэта, которое называется “Тучи”, говорится о жестокости мира, где ценность – “зависть темная”, “злоба открытая”, “или друзей клевета ядовитая”. Лирический герой не может принять такую действительность.
Для Лермонтова любовь – это трагедия, душевная боль и вечное страдание. В стихотворении “Благодарность” поэт благодарит Бога за “томные мучения страстей”, “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов и клевету друзей”. Но при этом заставляют задуматься последние строки стихотворения:
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
Именно в последних словах, на мой взгляд, проявляется истинное отношение лирического героя к своей жизни.
Весьма неудивительно название романа Лермонтова, ибо перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформирован в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять в некоторой степени свою значимость. В стихотворении “Дума” Лермонтов обращается к современному для него поколению и приходит к следующему выводу:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Здесь поэт говорит о никчемности существования целого поколения. Печорин так же неоднократно приходил к этой мысли, отсюда, на мой взгляд, его небоязнь смерти и даже стремление к ней: “Что ж? умереть, так умереть! Потеря для мира небольшая, да и мне самому порядочно скучно”. Но глава романа “Герой нашего времени” “Фаталист” свидетельствует о некой предопределенности, о том, что все в жизни человека происходит по особым законам и нельзя изменить свою судьбу.
Лермонтова всегда волновал вопрос, в чем же смысл существования поэта или писателя. Он всегда соглашался с Пушкиным в том, что художник, подобно пророку, должен “глаголом жечь сердца людей”. Но при этом поэт осознает, что правда всегда колит глаза. Именно поэтому в стихотворении “Пророк” он говорит:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, –
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Но, несмотря на всю жизненную несправедливость, истинный художник все же следует своему призванию.
Написав роман “Герой нашего времени”, Лермонтов в первую очередь хотел показать современный ему мир, не приукрашивая его. Мир, который небезнадежен, а еще может измениться в лучшую сторону.



spacer
Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа “Герой нашего времени”