… только та литература есть истинно народная,
которая, в то же время, есть обще человеческая;
и толь та литература есть истинно человеческая,
которая в то же время есть и народная.
В. Г. Белинский
Заканчивая в 1830 году восьмую главу романа, расставаясь со своими героями, Пушкин написал:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне…
Эти слова хорошо характеризуют длительность работы Пушкина над романом и весь сложный замысел образов. Работа над романом «Евгений Онегин» была начата в Кишиневе, в 1823году, а закончена в 1830году. Работа над романом была не только длительной, но и трудной. Первые главы были созданы во время декабристского движения. И поэтому трагедия декабристов явилась и трагедией для Пушкина, что не могло не отразиться на его величайшем поэтическом сознании.
Замечательную оценку романа дал А. М. Горький: «…Первый русский реалистический роман, который помимо неувядаемой его красоты имеет для нас цену исторического документа, более точно и правдиво рисующего эпоху, чем до сего дня воспроизводят десятки толстых книг».
Действительно, в романе даны широкие жизни народа, дворян и высшего света, представлением которого является Евгений Онегин.
А В. Г. Белинский писал: «В романе мы видим поэтически воспроизведенную картину жизни русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития.»
Главными героями романа являются Онегин, Ленский, Татьяна — современники декабристов, люди их поколения.
Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье. Его детство прошло в полном отрыве от народа, он воспитывался французами. И воспитание и образование Онегина носило поверхностный характер и не подготовило его к реальной жизни. Такое поведение было характерным для огромного большинства столичных дворян.
Пушкин в начале своего романа показывает отрицательное отношение Онегина к окружающему миру: резкий, охлажденный ум, язвительные шутки в споре и прочее.
Все эти черты показывают, что Онегин был человеком мыслящим. И так постепенно к середине романа проясняется образ Онегина: умного, благородного человека, полного благородных стремлений. И порвав со светом, уехав в деревню, Онегин принялся за самообразование.
Онегин также не мог не отреагировать на письмо Татьяны, но все же он не захотел понять ее чувств. И об этом Белинский написал следующее: «…Онегин был так умен, тонок и опытен, так хорошо понимал людей и их сердца, что не мог не понять из письма Татьяны, что эта бедная девушка одарена страстным сердцем.» Но все же письмо Татьяны пробудило в нем все хорошее, чистое, светлое в его душе, все не загрязненное светской жизнью. Сила чувств Татьяны родила в душе Онегина такое же чистое и глубокое чувство:
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Но безразличие к жизни, пассивность, равнодушие вступили в душу Онегина и подавили его. Более трагично в сознании Онегина рассказывается в его взаимоотношениях с Ленским. Ссора Онегина с Ленским произошла по совершенно нелепому поводу — из-за ревности. Так дуэль стала убийством. Убийство Ленского на дуэли во имя норм светской морали было осознано, как преступление самим Онегиным. Началась мучительная трагедия его совести. Он бежал из деревни томимый тоской и раскаянием:
Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день.
Вместе с этим убийством у Онегина на душе осталась неизгладимая рана. Онегин хотел найти себе новый жизненный путь, какое-то полезное дело. Также путешествие должно было помочь ему найти свое место в жизни.
Белинский писал о романе: «Здесь Пушкин исчерпал до дна современную русскую жизнь, но, боже мой! — какое это грустное произведение! Ведь этот роман — поэма не сбывающихся надежд, не достигающих стремлений…»