Могут ли герои Антона Павловича Чехова быть победителями в жизненной борьбе?

Антона Павловича Чехова как драматурга отличает особый, выработанный им способ изображения жизни. Он иначе видит мир, чем его предшественники, и предлагает в пьесе “Вишневый сад” собственную концепцию существования человека. Быть победителями в жизненной борьбе для героев пьесы очень сложно, для большинства – невозможно.
С самого начала пьесы мы отмечаем, что диалоги в комедии строятся не традиционно, каждая реплика не является ответом на предыдущую, автор воспроизводит беспорядочный разговор. Персонажи будто не слышат друг

друга или отвечают невпопад. За этим стоит “чеховский мир”. Главное для драматурга – показать, что происходит в сознании действующих лиц, что нового они для себя открывают, за какие стереотипы цепляются.
Кажется, что многие из героев противопоставлены друг другу. Для Фирса, например, все лучшее в прошлом; Аня устремлена в будущее, Варя отказалась от себя ради родных. Они стараются отгородиться друг от друга: “Не с кем поговорить”, – утверждает Шарлотта. Лопахин правильно комментирует такое отношение героев друг к другу: “Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит”.
У А. П. Чехова
действие выстроено на единстве, общности всех персонажей. Не меняющиеся, держащиеся каждый за свое, не слышащие друг друга люди, на фоне поглощающего все и всех времени, растерянные и не понимающие хода жизни вносят каждый свой вклад в судьбу сада. Одни видят его таким, каким он был в прошлом (Фирс), другие лишь разглагольствуют (Гаев, Раневская), третьи, думая о спасении сада, губят его (Лопахин), четвертые гибель сада приветствуют (Петя Трофимов). Но практически все герои в жизненной борьбе проигрывают.
Раневская говорит, что жить не может без России, без вишневого сада. Но он продан, а она дает нелепый бал и уезжает в Париж. Рвет письма бросившего ее мужчины, а затем возвращается к нему. Гаев сам сознается, что “проел состояние на леденцах”. В начале пьесы он клянется честью, что сад не будет продан. Но это происходит, и никто даже не вспоминает о клятвах героя. Образ Пети Трофимова противоречив: с одной стороны, он справедливый обличитель, с другой – “недотепа”, “облезлый барин”, “вечный студент”. Чехов не может доверить ему будущее.
Особое место в пьесе занимает образ Ермолая Алексеевича Лопахина. Этого героя можно назвать победителем в жизненной борьбе. Он – бывший крепостной Гаевых. Сумел выбиться из бедности и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Персонаж является умным, предприимчивым купцом, обладающим огромной энергией. Он человек с деловой хваткой. Лопахин покупает имение, созданное руками его предков. Прежде всего, руководствуясь личными интересами. Лопахин понимает, что он не хозяин сада, а лишь владелец земли. Поэтому он и говорит: “Скорей бы”. Герой живет сегодняшним днем. Его идеи очень практичны. Он верно оценивает положение хозяев вишневого сада и дает им совет, который позволил бы спасти усадьбу.
В заключение можно сказать, что большинство действующих лиц комедии Антона Павловича Чехова “Вишневый сад” не могут быть победителями в жизненной борьбе. Лопахин выгодно отличается от других героев пьесы. Он – единственный способен выиграть в схватке с действительностью.



spacer
Могут ли герои Антона Павловича Чехова быть победителями в жизненной борьбе?