Роль портрета и интерьера в характеристике персонажа (на примере 2-3 образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)

Н. В. Гоголь — общепризнанный мастер художественной детали. В поэме «Мертвые души» использование детали необычайно расширено. Гоголь прибегает к методу микроскопического анализа, что объясняется постоянным интересом автора к окружающему героев предметному миру. Он до мельчайших подробностей описывает обстановку интерьера, вещи персонажей. С помощью деталей Гоголь создает предельно конкретные, ярко индивидуальные типы, исключительные в то же время по широте обобщения.
Два важнейших компонента Гоголевского образа — это внешний

портрет героя и окружающий его предметный мир. На мой взгляд, один из самых ярких образов поэмы «Мертвые души» — помещик Собакевич. Портрет самого героя предваряет описание его поместья. Деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке, некоторое хозяйственной жилке героя. В каждой доме можно увидеть частичку самого Собакевича: все было построено прочно, «в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Основательность, фундаментальность — отличительные черты, как самого Собакевича, так и той бытовой обстановки, которая его окружает. Мебель в доме героя необычайно схожа с ее хозяином:
бюро, стол, стулья, даже дрозд в клетке — все это такое же прочное и неуклюжее. Казалось, что каждый предмет говорит: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича!» Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению: он сравнивает героя с медведем. Действительно, герой похож на этого зверя: его одежда имела «совершенно медвежий цвет», а сам персонаж физически крепкий, неповоротливый, неуклюжий. Сравнение с медведем имеет не только внешний характер; оно подводит к раскрытию его психологических особенностей. Животное начало главенствует в натуре Собакевича, не помышляющего ни о каких высоких духовных запросах. Единственное, о чем заботится Собакевич, — это сытный, вкусный обед и максимальная прибыль. Выделение особенных черт придает особую выразительность портрету Собакевича — хитрого и деловитого помещика.
В образе Плюшкина Гоголь запечатлел предельную степень человеческого падения. В деревне Плюшкина заметна «какая-то особенная ветхость». Гоголь описывает бревенчатую мостовую как «фортепьянные клавиши», поднимающиеся то вверх, то вниз. Многие дома стоят без стекол, а обветшалые, покосившиеся крыши не спасают от ветра и дождя. Когда-то поместье Плюшкина было одним из самых богатых, однако сейчас все пришло в запустение. Интерьер темной, пахнущей сыростью комнаты помещика выдает в нем скупого скрягу. Здесь читатель видит нагромождение мебели и какого-то уличного хлама, и в целом царит ужаснейший беспорядок. Плюшкин поглощен заботами о накоплении богатств; подобно им он находится во власти эгоистических чувств и желаний. Накопление вещественных ценностей становится для него единственной жизненной целью. Плюшкин — ничтожный раб своих же вещей. Ненасытная жадность ведет к тому, что герой теряет ощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от несущественного. Жажда накопления толкает его на путь всяческих ограничений и в отношении самого себя. Стороннему взгляду Плюшкин представляется существом, до крайности неопределенным: Чичиков долго не мог понять, «какого пола была фигура: баба или мужик.» Описание костюма Плюшкина («никакими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его халат») говорит о важнейшей черте Плюшкина — его всепоглощающей скупости. Однако Плюшкин не всегда был таким. Ему одному дана подробная биография, которая позволяет проследить путь от «бережливого» хозяина к полусумасшедшему скряге. В образе Плюшкина Гоголь гениально показал и силу пагубной страсти, и ее постепенное возрастание, и глубочайшую деградацию личности, до которой может дойти человек в определенных условиях своего жизненного существования.
Таким образом, персонажи поэмы отражаются в окружающих их предметах. Яркая, запоминающаяся деталь заставляет читателя присмотреться к герою, внимательнее вглядеться в его внутренний мир. Каждый герой представляет особую сторону русской действительности, узнаваемую читателем именно по мелочам. Кроме того, детали помогают раскрыть центральную проблему поэмы — проблему омертвения живой души. Герои Гоголя как будто теряются в бесконечном мире вещей, сами превращаются во что-то «предметное», бездуховное.



spacer
Роль портрета и интерьера в характеристике персонажа (на примере 2-3 образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)