Почему все образы помещиков в поэме Гоголя “Мертвые души” образы сатирические?

Поэму Гоголя “Мертвые души” смело можно назвать поэмой обличительной, она раскрывает не только образы помещиков, но и целую картину России, ее уклад и строй политической жизни.
Образы помещиков Гоголь продумывал до самых мелочей, включая детали интерьера, быт и усадьбу. Эти образы смело можно назвать несущими, ведь на них держится и строится вся поэма, через них Гоголь отражает всю Россию в сатирическом обличии.
Первый помещик – Манилов. Автор показывает человека ненадежного, бесхарактерного, живущего только в собственных грезах

и иллюзиях, потому что все его планы либо несущественны, либо далеки от реальности: “…он говорил о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост”. Из диалога Чичикова и Манилова о купле-продаже крестьян выясняется, что Манилов не имеет малейшего понятия о количестве умерших крестьян, предложение Чичикова о покупке мертвых душ озадачило Манилова и вызвало состояние растерянности: “Манилов…посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть…разве только
у какого-нибудь слишком умного министра”. Он решает отдать Чичикову мертвые души бесплатно, и это решение скорее вызвано его манерой общения и образом поведения, скрывающими внутреннюю бессодержательность Манилова,
потому что в смысл купли-продажи Манилов так и не вник.
Далее Гоголь знакомит нас с Настасьей Петровной Коробочкой, он охарактеризовал ее как “дубиноголовую”, упертость и непробиваемость, мешающая просторному образу мысли, основная черта Коробочки. Эту черту Гоголь также отмечает в государственных лицах: “…иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”.
Разговор о купле-продаже мертвых душ вызывает у Коробочки непреодолимый страх остаться обманутой: “Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться”. Мы понимаем, что она с настороженностью относится к каким-либо изменениям в жизни, потому что застыла в своем внутреннем пространстве, где нет хода живым мыслям, там где остановилось живое развитие души, и осталось место лишь страхам. Гоголь доводит психологию души Коробочки до совершенного комизма, когда она высказывает Чичикову мысль о том что мертвые души: “Может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся”.
Ноздрев открывается читателю как человек непостоянный, нестабильный. Из-за своего неумеренного и несдержанного нрава он создает себе проблемы на пустом месте: “Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают свои же приятели”, поэтому автор иронически называет Ноздрева “историческим человеком”. Образ жизни Ноздрева сводится к нескончаемому кутежу и мотовству: “Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами”. В этой неуправляемой страстности и горячности натуры заключается психологическая проблема Ноздрева.
Для Ноздрева любое предложение или сделка представляет игру, в которой азарт и задор всегда доминирует над существенным положением вещей. Он не задумываясь предлагает свое хозяйство, в том числе лошадей, шарманку, собак, его мало интересует выгода, ведь деньги у такого человека не имеют цены.
Следущий помещик – Михайло Семеныч Собакевич. Это человек крайне примитивный и ограниченный, кажется эта неотесанность сопровождает его во всем, в его портрете и в интерьере: “…натура недолго мудрила…; просто рубила со всего плеча: хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет”. Собакевич устрашает не только одним своим животным видом, но и образом жизни и интересами, которые сосредотачиваются лишь на деньгах и еде.
Тоже самое и отражается в сделке, Собакевич попросил задаток и согласился дать расписку только после полученного задатка. О мертвых же он вполне спокойно отзывается как о живых, наделяя их качествами и свойствами: “собственноручно принялся выписывать всех не только поименно, но даже с означением похвальных качеств”. Сразу становится ясно, что самая главная ценность для Собакевича это – деньги и ничего боле.
Яркая отличительная черта следующего помещика Плюшкина – это скупость, доходящая до крайности и абсурда. Скупость окончательно выжила в нем все человеческие качества, и теперь комната Плюшкина больше походит на помойку, ведь из-за своей мелочности и жадности он сохраняет даже мусор: “На бюре лежало множество всякой всячины: куча исписанных бумажек, какая-то старинная книга в кожаном переплете, лимон, весь высохший, отломленная ручка кресла, рюмка с какой-то жидкость и тремя мухами, кусочек сургучека, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами…”.
Обстановка жилища также говорит о душевном складе героя: “… он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком… что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии”, это человек давно забросивший и потерявший цель и стремление в жизни и абсолютно лишившейся каких-либо душевных сил.
Такой же хаос и беспорядок происходит в хозяйстве Плюшкина, большинство работников напросто умерло от горячки. Это говорит о безразличном отношении героя к жизни, через образы крестьян четко показан мир Плюшкина, давно умершей, прекративший какое-либо движение.
Каждый помещик словно по восходящей градации приближается к критическому уровню деградации, с каждым последующим персонажем начинает усиленно оскудевать образ мысли и жизни, начиная с Манилова, человека приятного вида и заканчивая Плюшкиным, едва походившим на живое существо.
Цель сатиры – обличить явление действительности, Гоголь хотел показать постепенную деградацию человеческой души, такая художественная форма как сатира позволила достичь автору невероятной точности и ясности, позволила увидеть читателю живое омертвение души, ведь чтобы объективно воспринять столь ужасающую картину жизни, нужно увидеть во всей действительности подноготную помещиков.



spacer
Почему все образы помещиков в поэме Гоголя “Мертвые души” образы сатирические?