Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке и как это помогает раскрыть идею романа? (по поэме “Мертвые души”)

Во 2-6 главах “Мертвых душ” Гоголь изображает жизнь российских помещиков. Писатель знакомит нас с различными представителями этого класса, объясняя визиты к ним одной целью – стремлением Чичикова купить “мертвые души”. Эпизоды, связанные с помещиками, строятся по одной схеме: изображение деревни, усадьбы, интерьера, портрета помещика, его психологическая характеристика и т. д.
Помещики представляются последовательно, один за другим. Каждый из них представляет какую-то одну определенную черту, сформированную паразитическим и бесцельным существованием. Так, “галерея” открывается беспочвенным мечтателем Маниловым. Этот человек, довольно хорошо образованный, культурный, интеллигентный, однако полностью оторван от реальной жизни. Он живет в своих прекраснодушных мечтах, смотрит на мир “сквозь розовые очки”. Именно поэтому он характеризует местных чиновников, всем известных прожженных воров и взяточников, как прекрасных людей, добрейших, честнейших и препорядочных.
В голове Манилова живет множество планов и проектов, фантастических и нереальных. Познакомившись с этим человеком, мы понимаем, что он никогда не воплотит их в жизнь и навсегда останется прекраснодушным мечтателем, ничего не сделавшим в реальности.
После Манилова Чичиков, сам того не желая, попадает к помещице Коробочке. Эта “дама” отличается чрезмерной тупостью и ограниченностью, недаром сам Чичиков называет ее “дубинноголовою”. В жизни Коробочку интересует лишь цена на пеньку и пух – больше она ничего и никого не желает знать. В ее доме жизнь остановилась, как остановились часы во всех ее комнатах, а вокруг героини роятся мухи, символизируя омертвелость души Коробочки, никчемность ее существования.
Помещик Собакевич – полная противоположность Манилова. Этот грубый, “неотесанный” человек крепко стоит на ногах. Весь он – практическая смекалка, хитрость, сила и нахрап. Собакевичу абсолютно чужды “высокие материи”, он печется лишь о собственной материальной выгоде и готов ради нее на все, даже на обман и подлость. Про таких людей говорят, что он своего не упустит.
Ноздрев – воплощение русского разгульного духа, широкой натуры, которая не может найти себе применения. Этот человек не признает никаких законов и принципов, кроме одного – интереса и азарта. И ради этого он готов на все – на любую подлость и аферу.
Помещик Плюшкин завершает череду помещиков, изображенных в поэме. Сам автор называет этого героя “прорехой на теле человечества” – настолько он кажется жалким и никчемным. Больше того, имя Плюшкина стало нарицательным – превратилось в символ безумного накопительства, скупости в крайней степени. Ведь этот помещик, имея большие богатства, морил голодом себя и своих крестьян, “трясся” из-за каждой, самой ненужной, вещи, тратил свою жизнь на бесплодное накопительство.
Таким образом, порядок представления помещиков связан с количеством зла, сконцентрированного в них, со степенью их “вредоностности” и омертвелости души. Получается, что Плюшкина Гоголь считает самым “безнадежным” из всех представленных помещиков.
Такая “восходящая композиция” в изображении героев помогает Гоголю ярко и отчетливо донести до читателя мысль, что современный ему помещичий класс представляет собой крайне косную силу, лишенную патриотических чувств и устремлений, духовно неразвитую и неспособную выполнять свое общественное предназначение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
    spacer
    Почему Гоголь изображает помещиков именно в данном порядке и как это помогает раскрыть идею романа? (по поэме “Мертвые души”)