Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева

А. П. Чехов — мастер короткого рассказа. В сравнительно небольшом объеме писатель умел сосредоточить основные идеи, раскрыть глубокий замысел задуманного. В произведениях Ч. Почти никогда нет сюжета, а чаще всего идет рассказ об одном эпизоде или о том, что в простом сюжете не изложить — о целой человеческой жизни.
Как раз одним из таких рассказов является «Ионыч» . Его композиция подчиняется одной цели — показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги по мере развития сюжета истязают. Пока С. был молод он любил музыку, пел, влюблялся, мечтал, вел споры и разговаривал с окружающими. Его старость подобна неверному, изменчивому свету луны: пока она есть, С. «ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи и объятия», но он отбросил мечтания и перестал ждать Котика в тот момент, когда «точно спустился занавес, луна ушла под облака». По мере того, как круг интересов С. сужается, пейзажи, тонко передающие очарование любви, диалоги, обрисовывающие гамму его чувств, исчезают. С. превращается в угрюмого, одинокого обывателя. Яркие краски делаются теперь ненужными в произведении.
Еще одной интересной композиционной особенностью является то, что город, в котором развиваются события, автор почти не описывает. Но, несмотря на это, читатель хорошо чувствует атмосферу губернаторского города. Автор знакомит нас с самой «образованной и талантливой семьей» в городе — семьей Туркиных.
Внешне красивая жизнь Туркиных оказывается очень монотонной: глава семьи в любительских театрах играет генералов, любит пошутить и поострить; жена пишет повести и охотно читает их вслух гостям; дочь играет на рояле. Все это прекрасно, но когда из года в год Иван Петрович слово в слово одни и те же шутки, Вера Иосифовна пишет то, чего не бывает в жизни, во время игры Котика на рояле кажется, что сыплются тяжелые камни, а в доме стоит неизменный запах жареного лука, как-то перестаешь верить в талантливость этих людей. Их наигранность стала очевидной и удручающей. Не случайно молодой доктор Старцев вначале приятно удивлен талантливости семьи Туркиных, мечтает о счастье с Котиком. Но жеманство Екатерины Ивановны в конце концов стало смешным и жалким. Правда, и сам С. недалеко ушел от этих людей. Он «ожирел» не только телом, но и душой. Прежде С. выгодно отличался от жителей города. Но постепенно он в их жизнь и привык к ней.
Так, неуловимо для читателя, происходит деградация С.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева