Анализ стихотворения В. Маяковского “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”

Стихотворение “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” было написано в 1928 году в Париже, где Владимир Маяковский работал корреспондентом газеты “Комсомольская правда”. В этот период он знакомится с Татьяной Яковлевой, между ними начинают устанавливаться близкие отношения.
Именно эта встреча вдохновила поэта на создание “Письма…”. Впервые стихотворение было опубликовано в 1929 году в журнале “Молодая гвардия”.
“Письмо…” является ярким примером поздней любовной лирики В. Маяковского. Долгие

годы все его стихи о любви были посвящены Л. Брик. Об этой сердечной трагедии поэт говорит: “Я ж//навек//любовью ранен -//еле-еле волочусь”. Это стихотворение – ознаменование новой вехи в жизни поэта: “Опять//в работу пущен//сердца //выстывший мотор”.
Стихотворение написано в форме письма, что и отражено в названии. Здесь присутствуют обращения к конкретному человеку: “Простите//меня,//товарищ Костров”, “Представьте”, “Можете?//Попробуйте…”.
Этот прием позволяет ощутить реальность и подлинность описываемых событий и чувств. Обращаясь к официальному лицу, лирический герой рассуждает
о природе и сущности любви. Поэт верен своему восприятию любви как чувству глобального, планетарного масштаба. Любовь перекраивает весь внутренний мир человека, преображает окружающую действительность.
В стихотворении не раз возникают “космические” образы : “в синем небе звезд-/ /до черта”, “я бы// стал бы// звездочетом”, “ревнуя к Копернику”, “Распластан//хвост//небесам на треть””, “чтоб двум влюбленным //на звезды смотреть”. Любовь – это стихия, с которой бесполезно сражаться: “Ураган,//огонь,//вода//подступают в ропоте”.
Еще до создания “Письма…” В. Маяковский писал: “Любовь – это сердце всего”. Та же мысль отражена и в анализируемом стихотворении. Вместе с тем оно лишено высокопарности. Поэт не использует возвышенную лексику, показывая, что большое чувство рождается в сердце простого, земного человека в будничной, даже обыденной обстановке: “Я хожу,//стишки пишу//в записную книжицу”, “Поднимает площадь шум”, “Мчат//авто//по улице”, “любовь загудит -//человеческая, простая”, “Мне, товарищ,//в высшей мере наплевать//на купола”.
Используются даже просторечные слова и выражения: “ихней”, “заговариваю зубы”, “до черта”. Чтобы избавиться от излишней патетики, поэт включает в любовное стихотворение иронию: “Тут бы и у медведей// выросли бы крылышки”, “тридцать//….с хвостиком”.
Стихотворение богато неожиданными и яркими метафорами, которые контрастируют с приземленной лексикой. Они помогают выразить глубину и остроту чувств лирического героя : ” золоторожденной кометой”, “волосами-джунглями”, “хвостатой сияющей саблей”, “за горами грудей”, “жгут угольями”, “сонм видений и идей”. Вместе с тем, любовь не возводится на недосягаемый пьедестал, будни и быт никогда не покидают жизнь героя, поэтому “нам//любовь//не рай//да кущи”. Он не идеализирует свою возлюбленную: “Я видал// девиц красивей,// я видал// девиц стройнее”, порой проявляя небрежность: “Я//эту красавицу взял //и сказал”. При этом лирический герой демонстрирует свою искушенность в любовных делах: “Девушкам// поэты любы”, “Не поймать// меня// на дряни,// на прохожей// паре чувств”.
Маяковский не допускает отождествления любви с телесным влечением, каким бы приводящим в смятение и лишающим покоя оно ни было: “Любовь// не в том,// чтоб кипеть крутей”. Разговор об этом интимной эмоции приобретает публицистическую направленность : “подымать//и вести//и влечь”, “вражьи//головы //спиливать с плеч”, “в глубь двора //вбежать//и до ночи грачьей,//блестя топором, рубить дрова”. В последней цитате – пример использования звукописи : согласный [ р] придает ощущение мощи и силы. Это любовь способна подвигнуть лирического героя на великие дела.
Любовь – это ожившая творческая энергия, приводящая к высшей “точке кипения”, точке обострения всех чувств, лихорадочного возбуждения. Маяковский характеризует это состояние как “экстаз”.
В “Письме” любовь рассматривается как всепоглощающее, вселенское чувство, но рождено оно на земле, в душе обычного человека. Хотелось бы верить, что любовь способна на все. Но знающим судьбу и лирику поэта известно, что, к сожалению, в конце концов “любовная лодка разбилась о быт”.



spacer
Анализ стихотворения В. Маяковского “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”