Роль лирических отступлений А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

В русской классической литературе нет I произведения, равного по богатству тематики пушкинскому роману “Евгений Онегин”. На страницах романа поэт не только повествует о судьбе своих героев, но и делится с читателем своими творческими планами, говорит о литературе, театре и музыке, об идеалах и вкусах современников. Он вступает в воображаемую полемику со своими критиками, рассуждает о природе, иронизирует по поводу морали и нравов поместного и светского дворянства. Благодаря лирическим отступлениям сюжет о любви и дружбе вырастает в

развернутую картину эпохи, создается целостный образ России. первой трети XIX столетия. Глазами автора показана в романс картина современной Пушкину русской культуры.
В лирических отступлениях первой главы автор говорит о достижениях русского театрального искусства, вспоминает минувшую любовь (“Я помню море пред грозою…”), дает очерк светских нравов (“Причудницы большого света!”), высказывает свое мнение по поводу привычек светских “львов” (“К чему бес – цельно спорить с светом? Обычай деспот дм еж людьми”).
Тема любви, впервые прозвучав в первой главе романа (элегическое воспоминание
поэта о М. Волконской), в дальнейшем неоднократно становится поводом для авторских отступлений. Комментируя “отповедь”, в которой Онегин отверг любовь Татьяны, Пушкин защищает героя от возможных обвинений, подчеркивая, что Онегин “не в первый раз… явил души прямое благородство”. Строфы, посвященные любви Ленского к Ольге, окрашены мягкой иронией (“Он был любим… по крайней мере так думал он…”).
Пушкин обращается в романс и к теме дружбы. В конце четвертой главы автор вспоминает беззаботную атмосферу дружеских пирушек. Воспоминание перерастает в шутливый гимн дружбе. Поэт прибегает здесь к образному параллелизму: как надежный друг лучше ветреной кокетки, так “аи” предпочтительней “бордо”.
В связи с повествованием о дружбе Онегина и Ленского возникает тема эгоизма, русского “наполеонизма”. “Мы все глядим в Наполеоны…” – замечает поэт, подчеркивая, что эгоизм – типичная черта поколения.
Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы, которой посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, сопровождает пейзажными зарисовками основные события в судьбе героев. Так, сцена письма Татьяны предваряется описанием ночного сада, а завершается картиной сельского утра: Сиянье гаснет. Там долина
Сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился…
Автор говорит в романе и о своем личном восприятии природы (“Я был рожден для жизни мирной…”).
Значительная часть авторских отступлений посвящена проблемам русского языка и литературы, теме творчества. Так, в четвертой главе Пушкин ведет воображаемую полемику с – “критиком строгим”, который требует от поэзии одической торжественности и призывает поэтов сбросить “элегии венок убогий”. Для Пушкина ода – отживший жанр, но автор противопоставляет себя и современным “поэтам слезным”, подражательное творчество которых обращено на завоевание “приятно-томных” красавиц.
В лирическом отступлении седьмой главы звучит патриотическая тема, поэт раскрывается здесь как гражданин России, один из ее любящих сынов:
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
На страницах “Евгения Онегина” поэт делится с читателем размышлениями о творческом процессе создания романа. Он жалуется на трудности, связанные с использованием в литературе иноязычных слов; в конце третьей главы легкомысленно заявляет, прервав повествование, что должен “отдохнуть”; в пятой главе сообщает, что намерен “эту пятую тетрадь / От отступлений очищать”, и, наконец, завершая роман, прощается и со своими героями, и с читателем.
Подводя итог сказанному, вспомним слова В. Г. Белинского, который писал, что в “Евгении Онегине” отразились “вся жизнь, вся душа, вся любовь” поэта, его “чувства, понятия, идеалы”.



spacer
Роль лирических отступлений А. С. Пушкина “Евгений Онегин”