Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой…
Н. А. Некрасов.
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова читаем: «Родина — отечество, родная страна, место рождения…» Можно согласиться с этим определением. Но более глубинный и духовный смысл этому слову дает Некрасов в стихотворениях «Родина», «Тишина», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин». Вот известные строки из стихотворения «На Волге»:
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки —
Ползли гурьбою бурлаки…
Красавица-Волга становится для Некрасова «рекою рабства и тоски», символом бедствий народных и великой скорби:
Волга! Волга!..
Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
Родина для Некрасова — не только родная земля, русская природа, но. и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота. Он видел страдания матери, тяжелый труд крестьянских детей, слышал стоны бурлаков на Волге.
Стихотворение «Родина» — начало той поэзии, в которой зазвучали помыслы и чувства самого народа. Произведение во многом автобиографично. Воспоминания о матери, няне, родном доме омрачены чувством давящей несвободы:
Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Лирическое начало сочетается в стихотворении с активным неприятием отцов-тиранов, «разврата грязного и мелкого тиранства». Поэт-гражданин не уходит и от суровых самооценок:
… Научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я…
Основные черты поэтического стиля Некрасова получили дальнейшее развитие в произведениях 50-70-х годов, в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая.
Ты и всесильная, Матушка-Русь!
В этой двойственности восприятия Родины заключены истоки некрасовской любви-ненависти. Поэт страстно желает ос вобождения народа, призывает встать в ряды борцов за народное счастье, к пробуждению гражданского самосознания:
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
Стихотворение «Рыцарь на час» — это голос проснувшейся совести. В произведении чувствуются жажда бодрости, силы, деятельного служения добру и одновременно неудовлетворенность бесполезной и расслабленной жизнью. Велика врачующая сила природы. Вспоминает поэт и свою мать-страдалицу, отдает себя на суд ей:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Образ матери в стихотворении предельно конкретен и одновременно предельно обобщен. Мать для поэта — символ всего лучшего, чистого. Именно у матери занимает лирический герой силы для будущей борьбы. Слова «мать» и «Родина» сливаются в масштабный образ Родины-матери.
Некрасов решительно выступает против излишней покорности народа-труженика. Трудно не почувствовать горький сарказм, которым проникнут финал стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «Ура!» по дороге помчал… .
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
Да, Некрасов не певец смирения. Об этом говорит и «Песня Еремушке». Лирический герой обращает к дремлющему младенцу (русскому народу) такие слова:
Будешь редкое явленье, Чудо родины своей;
Не холопское терпенье Принесешь ты в жертву ей:
Необузданную, дикую К угнетателям вражду
И доверенность великую К бескорыстному труду.
В поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» показано постепенное пробуждение крестьянского сознания (образы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны и др.). Тип интеллигента-разночинца воплощен в образе Григория Добросклонова. Григорий слагает песни о будущем Руси. Цель его жизни — освобождение России, счастье для него — в борьбе за справедливость. Заметим, что такая борьба была необходима и после отмены крепостного права.
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула муза мне,- пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
Думы о Родине, о предназначении поэта-гражданина, о жертвенности революционного служения составляют неотъемлемую черту некрасовской поэзии. И в наше время она служит образцом взыскательной любви к Отчизне, любви, которая учит нас не бояться правды, какой бы жестокой та ни была.