Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.
Одной из главных тем лирики Некрасова является народ и идея народного служения. Эти мотивы стали для поэта главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. В 1845 году его стихотворение “В дороге” стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического произведения,

изобразив его как человека с индивидуальной судьбой.
Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение “Родина” – это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы – они рождали ненависть, сопротивление, стремление выбраться из этого мира. Поэтому так отрадно звучат в стихотворении строки:
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликований
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто
всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил.
С детских лет Некрасов был близок к крестьянам, он рано открыл для себя “незримые, невидимые лиру слезы”, стоны и печаль:
Волга! Волга!… Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
Понять нужды народа и повести его за собой призваны “народные заступники”, “учителя народа”, “сеятели” правды:
Сейте разумное, доброе, вечное…
Мотив заступничества за народ звучит во многих стихах Некрасова, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю.
Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе…
Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, “которому пределы не поставлены”, но и к родной земле с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир – это не только “страшный мир”, есть в нем и другая сторона.
Мир света и надежды связан у поэта прежде всего с природой. Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов:
Там зелень ярче изумруда,
Нежнее шелковых ковров,
И, как серебряные блюда,
На ровной скатерти лугов
Стоят озера.
Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено описание весны в стихотворении “Зеленый шум”:
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса…
Ну а как же без стихов, посвященных любимой женщине Авдотье Яковлевне Панаевой (“Я не люблю иронии твоей…”, “Поражена потерей невозвратной…”, “Да, наша жизнь текла мятежно…”)? В них поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания:
Я мучился: я плакал и страдал,
В догадках ум испуганный блуждал,
Я жалок был в отчаянье суровом…
Он не смягчает, не сглаживает собственные противоречия и терзания, анализируя самые сокровенные чувства:
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!…
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…
В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины:
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки.
Сквозной мотив, раскрытый в творчестве каждого поэта, – предназначение поэта и поэзии – проходит и в стихотворениях Некрасова. Поэт у него – это пророк, которого к людям “послал бог гнева и печали”. Его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и облачая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:
Его преследуют хулы:
Оно ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной.
Поэтически манифестом Некрасова стало стихотворение “Поэт и гражданин”, написанное в форме диалога поэта с читателем, демократом по своим убеждениям. Читатель предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны – эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило

Проснись, громи пороки смело…
Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Муза – “печальная спутница печальных бедняков”, “униженно просящая” за судьбу народа, прошла вместе с Некрасовым через всю его жизнь:
Чрез бездны темные Насилия и Зла,
Труда и Голода она меня вела –
Почувствовать свои страданья научила
И свету возвестить о них благословила…
Да! Лирика Некрасова многоводна, как река. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил. “Сейте разумное, доброе, вечное, / Сейте! Спасибо вам скажет сердечное / Русский народ…” – призывает поэт идущих за ним. Это своеобразное завещание великого русского поэта потомкам.



spacer
Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова